Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
Геннадий Белорыбкин рассказал на Радио России о новых проектах в образовании
Геннадий Белорыбкин рассказал на Радио России о новых проектах в образовании
Образование 26.10.2021

Ректор Института регионального развития Пензенской области, профессор Геннадий Белорыбкин рассказал на Радио России о последних новостях и событиях в сфере образования. Недавно стало известно, что в Пензе планируют создать Предуниверсарий: с инициативой повысить подготовку качества школьников для поступления на инженерные специальности региональных высших учебных заведений выступил губернатор Олег Мельниченко.

- Похожая идея давно существует в разных регионах и реализуется по-разному. Смысл ее заключается в следующем. Раньше университетам, которые дают высшую квалификацию, выводят в профессию, было достаточно принять ребят, подготовить и выпустить в жизнь, а сегодня настолько усложнилась сама экономика, само содержание этих профессий, что этого уже недостаточно: нужно готовить детей чуть не с детского сада, чтобы они формировались под определенные направления. Понимая это, университеты пошли в школу. На слух при стандартной вузовской агитации очень тяжело воспринимать некоторые технические нюансы, поэтому университеты хотят  дать ребятам возможность на регулярной, системной основе соприкасаться со своим будущим выбором – техническими специальностями. Чтобы школьники имели возможность пообщаться с преподавателями, задать им вопросы, поработать в лабораториях на том оборудовании, о котором они мечтают, потрогать руками, попробовать, поэкспериментировать и убедиться в своем выборе. Совершенно естественно, что дети хотят попробовать все и сразу. Поэтому нужно дать им возможность представить себя и в технической специальности, и в программировании, и в инженерном деле, - так появилась идея Предуниверсария,  - раскрыл детали проекта Геннадий Белорыбкин.

Некоторый опыт профориентирования в тандеме с вузом имеется в Губернском лицее, преподаватели ПГУ работают там уже довольно длительное время, - но в основном они ведут программы, связанные со школьным курсом. А Предуниверсарий предполагает более широкую программу и внеурочную работу по техническому творчеству: школьники будут приходить в лаборатории вуза и на университетском оборудовании пробовать, создавать, экспериментировать. Важно охватить не только самых одаренных детей, но и «рукастых». Будет создана сеть профильных классов в старшей школе, где ребята могли бы попробовать себя по разным направлениям. Это должно быть открытое пространство, где ребята из одной школы смогут прийти в другую и выбрать, что им ближе.

Одна из основных задач Предуниверсария – создать у ребят искрений интерес к местному производству, показать способы реализовать свои знания, энергию и силу. При этом, по словам Геннадия Белорыбкина, миграция молодежи по всей России сегодня – естественная тенденция, и не стоит ее бояться, каждый в итоге найдёт своё место, кто-то переедет, но многие вернутся.

Другая задача – приучить школьников к самостоятельности, умению добывать знания, извлекать, анализировать, обрабатывать информацию, - ведь технические специальности достаточно сложны и требуют этих качеств.

Существует парадокс: потребность в инженерных кадрах одновременно рождает потребность в рабочих руках, и после 9 класса многие сегодня предпочитают колледжи, чтобы через несколько лет уже выйти в самостоятельную жизнь, владея профессией. Поэтому вузы активно работают и с выпускниками колледжей, когда,  освоив рабочую профессию, человек легче переходит на уровень инженерных знаний.

На просьбу ведущей дать оценку качеству подготовки специалистов в вузах Пензы и других регионов, Геннадий Белорыбкин обратился к своему опыту.

-  Я работал и в пензенских вузах, и какое-то время – в московском вузе. Более того, будучи проректором московского вуза, я знакомился с работой других столичных университетов. Совершенно ответственно могу сказать: по многим критериям, качество образования в пензенских вузах выше, чем в московских. В Москве студент предоставлен сам себе, тесно работать с ним некогда, и все зависит от его личного упорства. В Пензе работа построена по другому: студенту много помогают, консультируют, сопровождают на всем пути обучения. Поэтому по качеству образования эффект достигается выше. Я знаю истории, когда при сравнении московских выпускников и выходцев из ПГУ, выясняется, что у нас готовят по базовым, фундаментальным принципам, учат сути, пониманию, как что работает, - тогда как москвичи умеют только нажимать кнопки и двигать рычаги, - рассказал ректор Института регионального развития.

Обсуждая последние события в образовании, собеседники вспомнили и недавно прошедшую в пензенском минобре коллегию, где выяснилось, что в регионе существует 51 школа с низкими результатами обучения. Геннадий Белорыбкин объяснил такое положение дел неравномерностью занятости и интересов населения: среда, общепринятый род занятий влияют на тягу к знаниям. Также причиной может являться то, что коллектив учителей отстал от современных тенденций, психологический дискомфорт. Но чаще всего, банально не хватает педагогов. Выявление школ с низкими результатами – это не показатель того, что школа «плохая», а всего лишь возможность обнаружить пробелы и дефициты, которые нужно дорабатывать.

Разговор коснулся и темы, которую недавно анонсировал Институт регионального развития Пензенской области: сейчас идет набор на курс повышения квалификации учителей физической культуры по методике Ирины Винер-Усмановой.

- С Ириной Винер я знаком лично, она очень обаятельный человек, я думаю, если мы будем настойчивы, она согласится поработать и с нами напрямую, - добавил Геннадий Белорыбкин.

Он отметил, что у Ирины Винер-Усмановой огромный опыт не только в спорте, но и в педагогике, масса авторских методических разработок, которые позволяют добиваться потрясающих результатов. Через центр непрерывного повышения мастерства педагогических работников институт связывается с Москвой, а дальше привлекает специалистов команды знаменитого тренера. Те, кто придет на курсы, смогут получить ответы «из первых уст» и узнать тонкости профессионального мастерства.

Последний актуальный вопрос образовательной повестки был посвящен дистанционному обучению.

Ректор института подчеркнул, что попытка перейти на дистанционное образование в связи с пандемией оказалась не слишком удачной, так как для нового формата нужны принципиально новые методики и подходы, которые позволяли бы дистанционным курсам в первую очередь быть интересными. Работа в этом направлении ведется, перенимается опыт других регионов и стран. Нам транслируют этот опыт и даже настоятельно советуют копировать наработки, с тем, чтобы дистанционное образование стало не вынужденной мерой, а было действительно полезным, увлекательным. Дальше качество дистанционного образования будет резко повышаться,  дал прогноз Геннадий Белорыбкин.