Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
В Пензе руководители детских клубов поделились опытом работы
В Пензе руководители детских клубов поделились опытом работы
Образование 15.10.2021
В пятницу, 15 октября, в Институте регионального развития Пензенской области прошел круглый стол «Итоги археологических исследований с привлечением школьников на территории Никольского селища в 2021 году».

Участниками встречи стали педагоги дополнительного образования, методисты, учителя истории. Они рассказали о деятельности исторических клубов, детских кружков по краеведению и этнографии.  

Заседание круглого стола транслировалось в прямом эфире на канале Youtube. 

Открыл встречу директор центра историко-культурного наследия Института регионального развития Пензенской области, кандидат исторических наук Владимир Винничек.
- Наша с вами задача на сегодня – это работа с молодежью, с детьми, тем поколением, которое придет нам на смену и о котором мы должны заботиться. Потому что иногда видно негативное отношение молодых к науке, быту и даже к своему здоровью. Потому цель наших мероприятий, в том числе экспедиций, - это физическое и моральное здоровье молодежи. Нужно отвлекать ее от пагубного влияния улицы. Следует стремиться к тому, чтобы дети были заняты полезным делом, в том числе увлекались наукой, - сказал директор центра историко-культурного наследия Института регионального развития Пензенской области. 
Владимир Винничек отметил, что, к сожалению, в регионе осталось мало специалистов, которые могут организовать и провести археологические экспедиции. Для того, чтобы традиции исследовать родной край продолжались, нужно привлекать школьников, студентов, из которых потом получатся хорошие ученые и педагоги. 

Кандидат исторических наук, директор Каменского техникума машиностроения и предпринимательства Вячеслав Гришаков указал, что археологические исследования являются частью работы, которая способствует формированию чувства гражданственности и патриотизма у молодого поколения. 
- Для нас, учителей истории, самое главное – это воспитательный компонент той работы, которой мы занимается. Археологические исследования – это один из важнейших инструментов, способных вызывать у молодого человека интерес к истории как к науке и формировать чувства любви к малой родине, - отметил Вячеслав Гришаков. 
Он рассказал о том, что энтузиасты в Белинском районе задались целью посчитать количество земляков, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной. Поводом стало празднование в 2015 году юбилея Победы. Белинцы хотели высадить к 9 Мая Сад Победы. 
- Идея очень хорошая, но сразу возникла проблема. Решили посадить такое количество деревьев, которое было бы равно числу погибших бойцов-земляков. Но никто не мог назвать цифру – точно неизвестно, сколько погибло воинов, сколько не вернулось с полей сражений, - констатировал кандидат исторических наук. 
Вячеслав Гришаков поведал о том, что краеведы несколько лет вели работу в архиве районного военного комиссариата. Повезло, что в бывшем Чембарском (Белинском) педагогическом училище, старейшем учебном заведении Пензенской области, остался прекрасный архив. Исследователям удалось восстановить сведения о сотнях студентов, которые практически в полном составе ушли на фронт в качестве молодых лейтенантов. 

Учитель истории, преподаватель Каменского техникума машиностроения и предпринимательства Сергей Гришнин рассказал о том, как проводит для молодежи выставки с экскурсом в историю родного края и страны. Энтузиаст собрал уникальную коллекцию древностей – начиная от средневековья и заканчивая Великой Отечественной войной. Все эти экспонаты учитель собирал в течение многих лет и организовал в обычном сельском доме настоящий краеведческий музей. Сейчас он организует для школьников выставки в форме беседы. Сергей Гришнин может подробно рассказать о каждом своем экспонате – будь то древние окаменелости, наконечники стрел, награды отечественной войны 1812 года или Великой Отечественной войны. 

Педагог-организатор Дворца детского (юношеского) творчества Пензы, руководитель молодежного историко-культурного объединения «Святогор», руководитель образовательного проекта «Центр живой истории» Александр Конкин проинформировал коллег о том, как привлекает школьников к занятию историей. 
- Наш клуб «Святогор» существует с 1998 года. Я сам, будучи девятиклассником, пришел туда. Мы занимались различными играми, ходили в лес. За двадцать с лишним лет вырос от воспитанника до руководителя клуба. Ребята у нас продолжают ходить в экскурсии, экспедиции. Проводим дискуссионные площадки и встречи, занимаемся исследовательской деятельностью, историческим фехтованием. Школьники вместе с педагогом занимаются реконструкцией доспехов, вооружения и предметов быта средневековья. Это ключевая тема клубной деятельности, где ребята воссоздают материальную культуру Древней Руси. Можно сказать, что это достоверный образ того, как жили люди тысячу лет назад. Для детей это и творчество, и вовлечение в исследовательскую деятельность, и самореализация. А главное, что они трудятся. К сожалению, в 14 лет многие дети не умеют делать элементарные вещи - шить, забивать гвозди. Приходится их этому учить, - отметил Александр Конкин. 
Он рассказал, как энтузиасты находят в пензенских деревнях старинную одежду, реконструируют ее и предметы быта, существовавшие в селах сурского края десятки лет назад.

По итогам круглого стола принята резолюция, где отражены основные цели научно-экспедиционной работы с детьми: развитие физического здоровья учащихся, обучение навыкам работы с туристическим оборудованием и ведению быта в походе, привлечение молодежи к научным занятиям (по археологии, истории, этнографии) и к работам по сохранению памятников историко-культурного наследия. 

Принято решение о проведении подобных встреч на регулярной основе с привлечением большего количества педагогов.