Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
Пензенская делегация приняла участие в семинаре-совещании «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации»
Пензенская делегация приняла участие в семинаре-совещании «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации»
Образование 28.04.2021

Семинар совещание «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» проходил 27 апреля в столице Республики Мордовии городе Саранске на  площадке Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» в очном и дистанционном формате.

Цель семинара – учебно-методическое обеспечение, экспертно-аналитическая и информационно-методическая поддержка преподавания развития языков народов Российской Федерации.

Участниками семинара стали более 130 руководящих и педагогических работников образовательных организаций общего и дополнительного образования Республики Мордовия, Ульяновской, Пензенской областей.

В составе делегации Пензенской области были Марина Александровна Первушина, главный специалист-эксперт Управления развития общего образования Министерства образования Пензенской области, Елена Борисовна Фирсова, директор Центра гуманитарного образования Института регионального развития Пензенской области, кандидат исторических наук, доцент, Хадича Ханяфиевна Магдеева, старший методист Центра гуманитарного образования Института регионального развития Пензенской области, Равиля Фяритовна Баткаева, учитель татарского языка и литературы средней школы с. Кикино Каменского района,  Веста Николаевна Смирнова, доцент кафедры «Иностранные языки» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, кандидат философских наук доцент, Юлия Николаевна Куликова, аспирант кафедра педагогики и психологии высшей школы Пензенской Государственной Технологической Академии.

Модератором совещания выступил Алексей Владимирович Гусев, член коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, кандидат исторических наук. Он, в частности,  отметил, что с марта по июнь 2021 года в Северо-Кавказском, Южном и Приволжском федеральных округах Национальная родительская ассоциация при поддержке Минпросвещения России проводит серию семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации».  

Цель мероприятия – продолжение трёхлетнего проекта, охватывающего всю страну. Первая часть проекта была реализована во второй половине 2020 года в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах.

Задачи данного проекта заключаются в том, чтобы обобщить ключевые вопросы по текущему состоянию преподавания языков народов Российской Федерации в общеобразовательных организациях; организовать обмен опытом в области подготовки преподавателей языков народов Российской Федерации в школе и системе дополнительного образования, в семье; консолидировать заинтересованных участников в популяризации языков народов Российской Федерации.

С приветственным словом к участникам семинара обратился Иван Кузьмич Дугушкин, заместитель Министра образования Республики Мордовия. В своем выступлении он подчеркнул, что в Федеральном государственном образовательном стандарте  определена стратегическая цель российского образования – воспитание успешного поколения граждан, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Заведующая  лабораторией этнокультурного образования Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.РУ» Валентина Федоровна Рогожина подчеркнула, что возглавляемая ею лаборатория проводит большую работу по научно-методическому сопровождению преподавания родных (мокшанского и эрзянского) языков и родной (мордовской) литературы в общеобразовательных организациях Республики Мордовия. В настоящее время сотрудники лаборатории работают над созданием интерактивных учебных материалов для содействия изучению мордовского (мокшанского, эрзянского) языка в рамках школьной программы средствами пакета ISMART.

С ответным словом выступила Елена Борисовна Фирсова, которая рассказала о том, как организована работа по изучению родных языков в образовательных организациях Пензенской области, а также о тесном взаимодействии с лабораторией этнокультурного образования Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.РУ» в плане подготовки профессиональных педагогов родного (мордовского) языка.

В работе семинара был представлен опыт работы учителей родного (мокшанского, эрзянского, татарского) языка и родной (мордовской) литературы по преподаванию родного (мокшанского, эрзянского, татарского) языка, а также русского как родного.

На семинаре также обсудили вопросы: «Обучение детей мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку в дошкольных образовательных организациях», «Всероссийская перепись населения Российской Федерации: итоги  и перспективы для мордовского народа», «Место и роль родного языка в полилингвальном образовании школьников», «Сохранение культурного наследия, запечатленного в произведениях мастеров слова, живописи, скульптуры на уроках родной литературы», «Финно-угорские языки в образовательном пространстве ДОУ (из опыта работы воспитателя»), «Формирование языковой культуры в профессиональных образовательных организациях педагогического профиля», «Актуальные проблемы преподавания русского языка как родного».

Семинар прошел в активном режиме. Участники семинара пришли к выводу о необходимости продолжения комплексной творческой работы, направленной на поддержку родных языков, привлечения к ним представителей профессионального сообщества педагогов и учёных, представителей этнокультурных общественных организаций, средств массовой информации.