Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
Министерство культуры Российской Федерации одобрило Методические рекомендации «Культурный дневник школьника» в рамках проекта «Культура для школьников»
Министерство культуры Российской Федерации одобрило Методические рекомендации «Культурный дневник школьника» в рамках проекта «Культура для школьников»
Образование 17.11.2020

В сентябре 2020 года Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центр культурных стратегий и проектного управления» (РОСКУЛЬТПРОЕКТ) предложило Елена Фирсовой, директору Центра гуманитарного образования Института регионального развития Пензенской области, автору-разработчику региональных проектов «Культурный дневник школьника Пензенской области», «Культурная суббота», принять участие в разработке Методических рекомендаций «Культурный дневник школьника» в рамках проекта «Культура для школьников».

В декабре 2017 года заместитель Председателя Правительства Пензенской области Олег Ягов представил идею «Культурного дневника школьника» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Разработку высоко оценила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Постановлением «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. в субъектах Российской Федерации» отдельным пунктом было записано рекомендовать Министерству образования и науки РФ и Министерству культуры РФ рассмотреть опыт Пензенской области по созданию и применению в общеобразовательных организациях «Культурного дневника школьника» и возможность его распространения». В дальнейшем Министр культуры РФ поручил проработать вопрос внедрения данной формы просвещения учащейся молодежи в российских регионах.

С сентября 2019 г. Пензенская область в числе 11 пилотных регионов включилась в реализацию федерального проекта Министерства культуры РФ и Министерства просвещения РФ «Культура для школьников» («Культурный норматив школьника»). По итогам участия во Всероссийской культурно-образовательной акции «Культурный марафон» в 2019 году Пензенская область вошла в топ 5 регионов, заняв IV место.

В федеральный проект был включен успешный опыт Пензенской области, ведь в регионе разработана Концепция культурного просвещения детей и молодежи, в рамках которой образовательные учреждения уделяют большое внимание развитию духовно-нравственной, творческой, социально-ответственной личности на основе приобщения учащейся молодежи к культурно-историческому наследию родного края.

Одним из важнейших механизмов практической реализации Концепции является «Культурный дневник школьника Пензенской области», куда школьники записывают свои впечатления от уроков, посещений объектов историко-культурного наследия. «Культурный дневник школьника Пензенской области» помогает создать новую форму сотрудничества семьи и школы в плане культурного просвещения наших детей и является творческим индивидуальным проектом каждого школьника. При этом он прост в заполнении.

Целью проекта «Культурный дневник школьника» является культурное просвещение обучающихся, активное привлечение детей и молодежи к изучению художественной культуры и искусства, мотивация школьников к освоению ценностей отечественной культуры и повышение культурного уровня подрастающего поколения, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204.

Проект «Культурный дневник школьника» – это один из механизмов воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, который включает в себя системную синергетическую социальную и самостоятельную работу по изучению и анализу истории, культуры и искусства России. 

Методические рекомендации «Культурный дневник школьника» включают рекомендации по разработке печатной и электронной версии рабочей тетради «Культурный дневник школьника»; по разработке сайта «Культурный дневник школьника»; по разработке программы занятий по внеурочной деятельности в течение учебного года – «Культурный дневник школьника».

Методические рекомендации по разработке печатной и электронной версии рабочей тетради «Культурный дневник школьника» включают методические рекомендации по разработке рабочей тетради: для обучающихся 1-4 классов – «Культурный дневник младшего школьника»; для обучающихся 5-8 классов – «Культурный дневник школьника. 5-8 класс»; для обучающихся 9-11 классов – «Культурный дневник старшеклассника. 9-11 класс».

Методические рекомендации разрабатываются с учётом исторического, этнического и культурного разнообразия субъектов Российской Федерации, а также возрастных психофизиологических особенностях обучающихся трёх возрастных групп для внедрения Культурного дневника школьника в любом общеобразовательном учреждении России. 

Содержание методических рекомендаций разработано на основе методологических разработок культурных дневников субъектов Российской Федерации, созданных региональными методическими центрами в региональных и областных культурно-образовательных программах, а также в рамках проекта «Культура для школьников».

Справочно:

Межведомственный культурно-образовательный проект «Культура для школьников» успешно прошел в 11 пилотных регионах (Республика Татарстан, Коми, Краснодарский край, Пензенская, Новосибирская, Саратовская, Белгородская области). А с 1 сентября 2020 года «Культура для школьников» стартовал уже во всех 85 субъектах.

Проект реализуется Минкультуры России и Минпросвещения России с целью пробудить интерес к культуре как можно большего количества детей, педагогов и родителей, а также раскрыть их созидательный, творческий и интеллектуальный потенциал.
Задача проекта «Культура для школьников» – познакомить детей с богатейшей культурой нашей страны, повысить качество получаемых знаний в учебных заведениях. В рамках проекта используются наиболее доступные, эффективные и интересные форматы получения знаний, включая интерактивные и цифровые технологии.