Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
Состоялось заседание Научно-методического совета Института регионального развития
Состоялось заседание Научно-методического совета Института регионального развития
Образование 29.04.2020

27 апреля 2020 года в режиме видео-конференции состоялось заседание Научно-методического совета Института регионального развития Пензенской области.

Первый проректор Института Елена Прохорова доложила о выполнении решений Научно-методического совета. Было отмечено, что ряд решений переносится на более поздний срок в связи со сложившейся ситуацией.

Директор центра содержания образования Надежда Стромакова выступила с сообщением об основных направлениях деятельности центра.

Было отмечено, что Центром содержания образования проводится системная эффективная работа по следующим направлениям:

- информационно-методическое сопровождение общеобразовательных организаций по вопросам реализации ФГОС общего образования;
- научно-методическая поддержка общеобразовательных организаций по разработке и реализации различных моделей интеграции урочной и внеурочной деятельности;
- координация организационно-методической работы муниципальных методических служб по вопросам реализации ФГОС и повышения качества образования;
- организационное и информационное сопровождение деятельности общеобразовательных организаций, реализующих новые подходы и оригинальные педагогические методики (6 школ – федеральные инновационные площадки, 4 школы – получатели грантов);
- научно-методическое сопровождение профессионального роста начинающих педагогов осуществляется в рамках регионального проекта «Дорога к мастерству» (совместно с Управлением мониторинга и анализа качества образования, Управлением общего образования, Центром мониторинга и анализа образования).
Создано сообщество молодых педагогов в сети VK (https://vk.com/public182275912).
- Осуществляется координация работы центров Института по оказанию научно-методической поддержки школам, работающим в сложных социальных условиях, и школам с низкими образовательными результатами (далее ШНР) в рамках проекта «Равенство образовательных возможностей» (реализуется совместно с Управлением мониторинга и анализа качества образования, Управлением общего образования);
- методическая поддержка педагогов по вопросам создания и реализации инклюзивной образовательной среды;
- организационно-методическое сопровождение образовательных организаций в вопросах формирования цифровой образовательной среды.

С 2020 года центр содержания образования будет осуществлять научно-методическое сопровождение деятельности классных руководителей общеобразовательных организаций Пензенской области.

По третьему вопросу было заслушано сообщение директора Центра начального общего образования Галины Зеленцовой «Научно-методическое сопровождение деятельности учителей начальных классов». Было отмечено, что центром проводится планомерная и эффективная работа по организации научно-методической работы с учителями начальных классов.

В последнем квартале 2019 года и первом квартале 2020 года совместно с начальником управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Пензенской области Алексеем Федосеевым были проведены семинары во всех 30 муниципалитетах области по вопросу «Результаты ВПР-2019 и их использование в учебном процессе начального общего образования».

С января 2020 года в центре начали работу две новые инновационные площадки: «Погружаем в мир информации (на материале экспериментального букваря Е.И. Матвеевой)», «Метапредметное образовательное пространство: возможности урока и внеурочной деятельности» и площадка методического сопровождения «Профессиональная компетентность педагога как условие успешной социализации детей с ОВЗ» (на базе ОШИ №1 г. Пензы).

Центр регулярно проводит семинары с участием издательств. В феврале-марте прошли семинары издательств «Просвещение» и «Русское слово» по ознакомлением педагогов с новыми учебниками и методикой работы по предметам «Русский язык как родной» и «Родная литература». Ближайший вебинар «Работа с текстом. Методика проведения уроков сочинения и изложения в начальной школе» при поддержке издательства «Экзамен» состоится 15 мая.

Большой материал по выявлению дефицитов и профицитов (успешных аспектов) в области педагогической деятельности дает работа стажировочных площадок, где учителя начальных классов могут освоить опыт использования современных образовательных технологий и приемы современной оценки качества обучения на конкретных примерах их использования учителями-практиками города Пензы. Лучшие материалы размещаются в журнале «Просвещение». Положительный методический опыт для трансляции его учителям начальных классов региона отбирается и из числа выступающих на педагогических салонах, которые в системе проводятся центром.
Ежегодно проводятся различные конкурсы для учителей начальных классов: «Цифровой учитель», конкурс методических материалов «Мы помним! Мы гордимся!», конкурс методик реализации программы «Мы-твои друзья!» и др.

Методисты центра осуществляли методическое сопровождение записи фрагментов уроков для телеканала «Экспресс» в период дистанционного обучения на дому - «Экспресс-школа». Всего было записано 56 уроков математики, русского языка и окружающего мира в 12 образовательных организациях г. Пензы (гимназии №4, № 6, № 42, № 44, № 53; лицеи № 2, № 29, № 73; СОШ № 36 и № 68).

Деятельность информационно-библиотечного центра по выявлению и распространению инновационного опыта работы специалистов библиотек образовательных организаций Пензенской области осветила директор центра Дина Ермолаева. Научно-методический совет отметил, что Информационно-библиотечный центр Института, являющийся региональным информационно-методическим центром (РИМЦ), проводит большую работу по методическому руководству библиотеками образовательных организаций Пензенской области.

С целью повышения престижа профессии школьного библиотекаря, выявления, обобщения и распространения инновационного опыта их работы проводятся научно-практические конференции «Время читать: организация внеурочной деятельности по продвижению и поддержке чтения», педагогические салоны «Инновационные методы продвижения книги к читателю», конкурсы «Лучший сценарий массового мероприятия по продвижению чтения», «Лучшая методическая разработка урока информационной грамотности», семинары.

Трансляция инновационной деятельности специалистов школьных библиотек осуществляется через размещение материалов в Банке актуальных педагогических практик Института, публикацию материалов в журнале «Просвещение: проблемы и перспективы» (№№1,2, 2020 – 9 статей). Были изданы спецвыпуски журнала «Медийно-информационное направление в деятельности школьных библиотек», «Сценарии мероприятий к 75-летию победы в Великой Отечественной войне».

На портале Федерального информационно-методического центра (ФИМЦ) РАО «Библиотека им. К.Д. Ушинского» размещены материалы: «Опыт создания информационно-библиотечного центра на базе МБОУ СОШ № 56 г. Пензы» и «Библиотечно-информационный центр МАОУ многопрофильной гимназии №13 г. Пензы в условиях ФГОС».

Прошло обсуждение дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) и Положения о проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (общественной экспертизы). Все восемь предложенных к рассмотрению программ были одобрены.