Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
Методические рекомендации по организации работы с Дневником школьника Пензенской области в 2019/2020 учебном году
Методические рекомендации  по организации работы с Дневником школьника Пензенской области в 2019/2020 учебном году
Образование 02.09.2019

В 2019/2020 учебном году обучающиеся 2-5-х классов традиционно получат специально разработанный Дневник школьника Пензенской области (далее – Дневник). Он посвящен двум важнейшим датам – 80-летию образования Пензенской области и 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Дневник школьника Пензенской области разработан и вручается обучающимся 2-5-х классов по поручению Губернатора Пензенской области. На странице 5 Дневника размещено обращение Губернатора Пензенской области Ивана Александровича Белозерцева к школьникам.

Особенностью Дневника является то, что он является максимально «рабочим». В течение всего учебного года школьники не только будут заносить в него расписание учебных занятий и домашнее задание, но и активно работать с информационно-иллюстративным рядом.

1-2 сентября рекомендуется провести ознакомительный классный час – по работе с Дневником школьника Пензенской области.

Разбивка на учебные недели проведена в соответствии с календарем на 2019/2010 учебный год. Первая неделя начинается со 2 сентября.

Страницы Дневника оформлены в соответствии с временами года.

На каждой странице с сентября по декабрь содержится информация о праздничных и памятных датах, приходящихся на эти дни. Большинство учебных недель с января по май содержат информацию о том, что 2020 год является годом 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

На классном часе рекомендуется обратить внимание школьников на то, что на обороте обложки размещены работы учеников школ Пензенской области – победителей конкурса рисунков «Победа далекая и близкая» в 2019 году. Необходимо проинформировать школьников, что такой конкурс ежегодно проводится Законодательным собранием Пензенской области совместно с Министерством образования и Институтом регионального развития Пензенской области. Областной конкурс творческих работ школьников «Победа далекая и близкая», посвященный Победе советского народа в Великой Отечественной войне, проводится по трем номинациям: рисунок, литературная творческая работа, проект. Итоги конкурса подводятся в преддверии Дня Победы. Принять участие в данном конкурсе могут все школьники Пензенской области.

Следует провести работу с форзацем Дневника. Здесь размещены портреты Маршалов Победы и наших земляков, удостоенных звания Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, на страницах 110-111 содержится информация о детях-героях Великой Отечественной войны и о юных уроженцах Пензенской области, совершивших героические поступки в мирное время. Подготовка сообщений и презентаций о них на классных часах может стать темой индивидуальных или групповых проектов школьников.

Работа с Дневником тесно связана с реализацией в новом учебном году регионального проекта «А мы из Пензы. Наследники Победителей». На этом следует акцентировать внимание школьников, работая с вводным текстом на странице 4.

Два разворота Дневника отведены для индивидуальной работы учащихся в рамках проекта «А мы из Пензы. Наследники Победителей»: страницы 94-95 и 96-97. Здесь школьники могут разместить фотографии своих родных и близких – участников боевых действий, тружеников тыла, детей войны в разделе «Бессмертный полк моей семьи»; в также представить краткое описание своих индивидуальных проектов.

На страницах 6-7 размещена информация о важнейших государственных праздниках и юбилейных датах Пензенской области в 2019-2020 годах. Школьники могут найти даты, связанные с населенными пунктами или районами, в которых они живут. Отдельно стоит остановиться на том, что 4 февраля 1939 года была образована Пензенская область, которая в этом году отметила свое 80-летие.

Особенностью Дневника является то, что в нем, как и в прошлые годы есть стикеры – наклейки, которые ребята смогут вклеивать в соответствующие разделы Дневника. Лист со стикерами размещен между станицами 32 и 33. Необходимо напомнить школьникам, что наклеивать стикеры они будут в течение учебного года. Желательно, чтобы это происходило под руководством педагога.

Первый блок стикеров будет наклеен в Дневник уже на первом классном часе.

В нижней части страницы 4 контурами обозначены места вклейки стикеров, посвященных 80-летию Пензенской области и девизу нового учебного года «А мы из Пензы». Прочитав текст на странице 4, ребята могут вклеить соответствующие стикеры-логотипы.

В 2019/2020 учебном году ребята будут ежедневно отмечать свое настроение, дорисовывая смайлик. Информация для школьников о том, как это должно происходить, содержится на странице 9. На ознакомительном занятии школьники должны под руководством учителя наклеить соответствующие стикеры на эту страницу. Эта информация крайне важна для педагогов и для родителей. В соответствии с тем, как отметил ребенок свое настроение, учителю и родителям следует выстраивать работу с ребенком.

На этой же странице содержится справочная информация о телефонах экстренных служб. Отдельно выделены телефоны пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции и аварийной газовой службы. Возле каждого из этих номеров обозначено место, куда школьники наклеивают стикеры с машинами соответствующих служб. На каждом развороте Дневника приведена информация о том, куда следует обращаться в экстренных ситуациях.

Второй блок стикеров – портреты людей, прославивших Пензенскую область. Работа с этими стикерами идет в течение всего учебного года. На форзаце «Помним, знаем, гордимся» в конце Дневника для размещения стикеров – портретов отведены специальные места. На них (в прямоугольниках) указаны номера страниц Дневника (страницы 59, 61, 62, 63, 66, 71, 84, 85, 100, 102), где приведена краткая информация об этих людях. Стикер наклеивается, когда школьники доходят до заполнения соответствующей страницы Дневника. Для напоминания о необходимости вклеить соответствующий стикер, портреты этих людей в Дневнике отмечены золотой ветвью.

Еще одна особенность Дневника – размещение QR-кодов для перехода на просмотр фильмов о родном крае, подготовленных в рамках телевизионного проекта «Добро пожаловать в Пензенскую область». Эти ссылки размещены на страницах 12, 42, 72. Инструкция по использованию QR-кодов приведена на странице 12.

Дневник разбит на учебные четверти. После окончания каждой учебной четверти в Дневнике есть развороты «Где и как я провел каникулы» (страницы 32-33, 54-55, 80-81,108-109). Учителю (классному руководителю) необходимо организовать работу с учащимися по заполнению этих страниц. Сюда может быть внесена информация не только о том, что происходило во время каникул, но и в течение учебной четверти.

Особое внимание в Дневнике уделено вопросам безопасности детей. На страницах 14-15, 52-53, 106-107 размещены рисунки, иллюстрирующие правила безопасного поведения. Школьникам необходимо внимательно прочитать размещенные на этих страницах тексты с информацией о правилах безопасного поведения и соотнести их с иллюстрациями. Номер соответствующего иллюстрации правила ребята проставляют в кружок в уголке рисунка.

Фактически данный Дневник позволит учителю начальных классов, классному руководителю выстроить систему воспитательной работы в течение всего учебного года, опираясь на размещенные в Дневнике материалы. Методически грамотно выстроенная работа с Дневником будет способствовать решению задач воспитания, а также поможет мотивировать школьников к приобщению к истории и культуре родного края, формированию у них гордости за малую Родину, идеологии поколения Наследников Победителей.