Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
80-летию Института регионального развития посвящается...
80-летию Института регионального развития посвящается...
Образование 12.08.2019

Пензенский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования в 1990-е – 2000-е годы

В начале 2000-х годов одним из приоритетных направлений деятельности института стала курсовая переподготовка в рамках проекта «Компьютер – селу». Только в 2001/2002 учебном году курсы повышения квалификации по информационным технологиям в системе образования прошли 475 педагогов образовательных учреждений, получивших современные компьютеры по федеральной программе компьютеризации сельских школ.

С целью изучения, обобщения и распространения передового опыта в области использования информационно-коммуникационных технологий институт с 2004 года проводит конкурс «Школа и компьютер». Ежегодно работы победителей конкурса размещаются в региональном банке педагогической информации, с ними могут познакомиться все педагогические работники области.

С 2004 по 2007 год институт принимал участие в региональной выставке «Электронная Пенза», где демонстрировались последние разработки в области использования ИКТ в образовании.

С 2007 года институт начал проводить ежегодные конкурсы образовательных сайтов, научно-практическую конференцию «Основные направления работы образовательного учреждения по формированию информационной культуры».

Серьезное внимание уделялось обеспечению «обратной связи», текущему и итоговому контролю, проведению лабораторных и контрольных работ, тестированию, написанию рефератов, моделированию и т. д. По итогам курсов проводилось обязательное анкетирование слушателей. Содержание итоговых анкет и результаты различных форм работ, выполняемых слушателями курсов, свидетельствовали о высокой результативности обучения и удовлетворенности педагогов его итогами.

Плодотворно развивалось сотрудничество института с рай(гор)методкабинетами и научно-методическим центром (НМЦ) г. Пензы, созданным в 1991 году на базе районных методических кабинетов города. Одним из ведущих направлений совместной деятельности стала работа учителей в различных творческих группах и лабораториях, созданных при структурных подразделениях ИПКиПРО. Создание и развитие сети творческих объединений педагогов (проблемные группы, творческие лаборатории, экспериментальные площадки, авторские мастерские и другие) позволили на разном уровне повышать квалификацию работников образовательных учреждений, предоставило им возможность приобретать желанные профессиональные навыки, выводило на разработку новых методик, содержания образования, прикладных материалов, программ, моделей управления и т.д. По инициативе НМЦ для заместителей директоров по научно-методической работе пензенских школ был организован постоянно действующий семинар «Организация и планирование научно-методической работы в школах нового типа».

Создаваемые в этот период времени в институте творческие лаборатории представляли собой творческий союз преподавателей и методистов ИПКиПРО и работников образовательных учреждений региона. При необходимости к работе творческих лабораторий привлекались специалисты из структур, относящихся к различным сферам общественной жизни: здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, СМИ, общественные организации и другие. Организационным центром каждой из таких творческих лабораторий выступали кафедры, учебно-методические кабинеты и отделы института. Работа лабораторий осуществлялась в форме временных творческих коллективов, деятельность которых направлена на реализацию конкретного направления учебно-методической, научной или опытно-экспериментальной деятельности. Состав творческой лаборатории не был постоянным. Для решения каждой конкретной задачи в рамках творческой лаборатории создавались временные самостоятельные творческие группы и коллективы, деятельность которых была рассчитана непосредственно на выполнение конкретного задания.

Так, более 150 учителей начальных классов работали в группах по различным направлениям развивающего обучения, свыше 90 из них – в рамках семинара под руководством харьковского профессора А.К. Дусавицкого. Для учителей ИЗО была организована творческая группа, которая работала над созданием новой программы «Родник живой воды» из цикла «Народная культура». Учителя истории вошли в состав творческой лаборатории по разработке нового курса «Родиноведение», вошедшего в региональный компонент начального общего образования.

Через творческие лаборатории осуществлялись разработка и апробация инновационных моделей для образовательных учреждений региона; новых моделей повышения квалификации и переподготовки работников системы образования; подготовка и проведение научно-практических конференций, творческих семинаров и совещаний по актуальным проблемам развития региональной системы образования; программное и учебно-методическое обеспечение регионального компонента образования; подготовка и издание учебных и методических пособий; апробация и внедрение новых учебных программ, курсов и пособий в образовательный процесс и многое другое.

Одной из наиболее успешно работающих творческих лабораторий была лаборатория по гуманной педагогике, в течение ряда лет работавшая при кафедре управления и экономики образования (руководитель лаборатории – кандидат педагогических наук, в то время старший преподаватель данной кафедры А.В. Маркова).

В 2001 году институту был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки по разработке модели «Именная школа» (приказ МО РФ № 1128 от 22 марта 2001 г.). Пензенский ИПКиПРО был единственным в Российской Федерации институтом повышения квалификации работников образования, имеющим статус аналогичной федеральной экспериментальной площадки. Разработка проекта «Именная школа», основанного на использовании региональных культурно-исторических традиций в учебно-воспитательном процессе, институт вел с 1995 года. Идея разработки проекта и работа по его внедрению связаны с деятельностью проректора по научно-методической работе Ю.И. Кривова, заведующей кафедрой педагогики и психологии И.Ф. Смирновой и заведующей отделом содержания образования Т.Н. Оноприенко. Данный проект, реализуемый институтом до настоящего времени, предполагает активное освоение и использование в учебно-воспитательном процессе культурно-исторического наследия, воспитание на этой основе патриотизма и гражданственности. К середине 2000-х годов в этом проекте активно участвовали педагогические коллективы более 20 образовательных учреждений Пензенской области. В эти годы был отработан и апробирован алгоритм и методический инструментарий для анализа социокультурной среды именной школы, разработана технология проектирования модели именной школы.

В 2002-2007 гг. на базе Пензенского ИПКиПРО работал филиал Института общего и среднего образования Российской академии образования. В рамках этой деятельности в институте проводились циклы научно-методических семинаров по подготовке учителей к эксперименту по введению ЕГЭ; осуществлялась разработка различных программных документов, определяющих перспективы развития региональной системы образования и ее модернизации; велась работа по совершенствованию системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, обеспечению экспертной оценки и рецензированию подготовленных в регионе учебно-методических материалов. В работе филиала ИОСО РАО на базе Пензенского ИПКиПРО принимали участие ведущие специалисты ИОСО РАО: заведующая лабораторией русского языка ИОСО РАО, доктор педагогических наук С.И. Львова; заведующая лабораторией химии ИОСО РАО, кандидат педагогических наук А.А. Каверина; заведующая лабораторией истории ИОСО РАО, доктор педагогических наук А.Н. Алексашкина и другие.

Международный характер имеют осуществляемое с 1994 г. сотрудничество с Культурным институтом им. Гёте (Германия, Мюнхен), а также сотрудничество с институтом «Открытое общество», Корпусом мира (США), Комитетом Европы по образованию. В 2000-2002 гг. на основе грантовой поддержки Корпуса мира Пензенским ИПКиПРО были проведены циклы лекций для учителей английского языка в районных центрах Пензенской области, педагоги были обеспечены соответствующими учебно-методическими комплектами.

ИПКиПРО активно сотрудничал с учреждениями академической науки и высшей школы: Российской Академией образования (г. Москва), Российским государственным гуманитарным университетом (г. Москва), Пензенским государственным педагогическим университетом им. В.Г. Белинского, Пензенским государственным университетом; с учреждениями дополнительного профессионального образования: Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Москва). Сотрудничество велось по линии осуществления совместных образовательных и научных проектов.

Было установлено тесное взаимодействие с ведущими российскими издательствами, выпускающими учебную и учебно-методическую литературу: «Просвещение», «Русское слово», «Дрофа», «Вентата-Граф» и другими.

Институт тесно сотрудничал с факультетом переподготовки и повышения квалификации (ФППК) руководителей школ при ПГПИ им. В.Г.Белинского, который существовал с 1987 по 1993 год. Двухмесячные курсы, проводившиеся ФППК, предоставляли возможность познакомиться с научно-теоретическими основами обучения и питания, организации образования, теорией менеджмента. Организация и проведение практических занятий, в том числе и на базе школ, комплектование групп осуществлялось кабинетом руководящих кадров института усовершенствования учителей. С обретением ИУУ статуса ИПКиПРО и созданием кафедры управления и экономики образования функция повышения квалификации руководителей образовательных учреждений была передана ИПКиПРО.

В 1994-1996 годах Пензенский ИПКиПРО вел активную работу по разработке стандартов в дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Были разработаны, утверждены на заседаниях Ученого совета и начали реализовываться стандарты в повышении квалификации учителей истории, иностранных языков, в подготовке учителей по вопросам педагогики, психологии, социально-политических дисциплин, руководителей школ по вопросам управления и т. д.

Большое внимание уделялось обеспечению непосредственной связи учебной работы с теоретическими, концептуальными разработками и прикладными исследованиями. В эти годы стали традиционными представительные научно-практические конференции, имеющие Всероссийский и межрегиональный статус: «Региональные программы развития образовательных систем» (1992 год); «Пути повышения профессионального уровня педагогов современных условиях» (1993 год); «Современные подходы к обеспечению разноуровневого повышения квалификации педагогических работников» (1994 год); «Педагогическое наследие К.Д.Ушинского. Традиции и современность» (1994 год); «Гуманизация и гуманитаризация образования» (1995 год), «Регионализация образования: проблемы, поиски, перспективы» (1996 год), «Актуальные проблемы совершенствования непрерывного образования» (2001 год) «Актуальные проблемы совершенствования качества образования» (2002 год), «Модернизация региональной системы образования: практико-ориентированный аспект» (2003 год), «Модернизация российского образования как ведущий фактор социального развития общества» (2004 год), «Повышение профессионального мастерства участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования» (2005 год), «Непрерывное образование педагога: от традиций к инновациям» (2006 год).

С середины 2000-х годов Пензенский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования совместно с Министерством образования Пензенской области и ведущими российскими ВУЗами начал проводить ряд Всероссийских и международных научно-практических конференций: «Философия и филология русского классического текста» (проводится с 2006 г.; организаторы – Министерство образования Пензенской области, Пензенский ИПКиПРО-ПИРО, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Ульяновский государственный университет, ПГСХА); «Философия отечественного образования: история и современность» (проводится с 2005 г.; организаторы – Министерство образования Пензенской области, Пензенский ИПКиПРО-ПИРО, Воронежский государственный педагогический университет, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, ПГСХА). В сборниках статей научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность» представлены работы ученых и педагогов не только Российской Федерации, но и Казахстана, Татарстана, Украины, Молдовы); «Моя Малая Родина» (проводится с 2005 г.; организаторы – Министерство образования Пензенской области, Пензенский ИПКиПРО, ПГПУ им. В.Г. Белинского, Администрация Бессоновского района Пензенской области).

Значительно расширилась издательская деятельность института. В 1990-е годы ежегодно издавалось свыше 30 учебных и учебно-методических пособий (в том числе рекомендованных Министерством образования РФ), разработок и рекомендаций, пользую¬щихся спросом у педагогических работников не только Пензенской области, но и других регионов России. В 1990-е – начале 2000-х годов сотрудниками института были подготовлены учебные и учебно-методические пособия, имеющие гриф Министерства образования РФ, пособия, обеспечивающие региональный компонент образования. Работы преподавателей и методистов института имели практическую значимость, были направлены на разработку или научно-методическую поддержку инновационных моделей и проектов, которые активно внедрялись в практику образовательных учреждений Пензенской области, использовались в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов.

Издательская деятельность ИПКиПРО осуществлялась благодаря наличию минитипографии с законченным циклом полиграфических работ и множительной техники: в ноябре 2000 года был приобретён ризограф, сочетающий чёткое качество воспроизведения печатной машины с удобными функциями копировальной машины; настольный ручной степлер для скрепления книг и брошюр, резак для бумаги. Использование собственного ризографа позволило значительно сократить время на изготовление печатной продукции.

Для организации издательской деятельности в 1992 году в институте был создан редакционно-издательский отдел (РИО), который возглавил П.А. Корниенко.

Петр Афанасьевич Корниенко – заведующий редакционно-издательским отделом Пензенского ИПКиПРО. Участник Великой Отечественной войны. Работал заместителем заведующего Пензенским гороно, директором средней школы № 24 г. Пензы. Заслуженный учитель РФ. Его усилиями создан коллектив, который подготовил к изданию десятки научных, учебно-методических и практических публикаций для учительства области, принимал участие в возрождении журнала «Просвещение: проблемы и перспективы».

В феврале 1992 года институт получил первую лицензию на издательскую деятельность.

Из воспоминаний П.А. Корниенко:

В те времена авторские рукописи в обязательном порядке проходили через РИО областного Управления издательства, полиграфии и книжной торговли, а затем рекомендовались в различные типографии города Пензы или районных центров области. Лицензия давала право вести издательскую деятельность, минуя книжные издательства.

Первым на должность методиста в редакционно-издательский отдел был принят опытнейший редактор, член Союза журналистов СССР А.Г, Дорошин, проработавший в институте до весны 1996 года. В 1990-е годы в РИО пришли Л.Н. Клочкова, Г.Н. Семичастнова, О.Ю. Осадчая, М.В. Цупак, В.Ф. Николина, Е.Ф. Комовская, Н.Ю. Староверова. В октябре 1999 года заведующей редакционно-издательским отделом стала В.Ф. Николина.

Валентина Фёдоровна Николина – окончила педагогическое училище, Балашовский педагогический институт. Работала учителем в Старо Захарьинской средней школе Шемышейского района, методистом районо, директором и редактором радиовещания Пензенского завода ВЭМ. Член Союза журналистов с 1981 года. В институте работает с 1996 года: сначала – в должности методиста, затем – заведующей редакционно-издательским отделом.

В эти годы шла активная работа по разработке ряда учебных курсов, отражающих специфику региона. На основе этих разработок сложилась целостная система регионального компонента образования, законодательно утвержденная в начале 2000-х годов.

Были разработаны учебники, учебно-методические и дидактические пособия по таким курсам, как развитие речи (2-4 класс; автор – Л.Д. Мали); литературное краеведение («Серебряный родник» (1-4 класс; авторы-составители М.Л. Савина, Т.Н. Козина); «Слово о родной земле» (5-7 класс; автор Л.М. Пальман)), «Родиноведение» (3-4 класс; под общей редакцией Н.П. Берляковой), история родного края («История Пензенского края с древнейших времен до середины XIX века» и «История Пензенского края со второй половины XIX века до наших дней» (8-9 класс; под редакцией Г.Н. Белорыбкина, А.С. Касимова, Г.Ф. Винокурова), экология Пензенского края («Пензенская лесостепь» (9-10 класс)), основы местного самоуправления (9-11 класс; автор Е.А. Прохорова), Пензенский край в культуре России («Введение в историю русской культуры» (10-11 класс; авторы Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова)) и другие. Широкое распространение получила региональная программа воспитания и обучения дошкольников «Ребёнок и весь мир» (автор Е.Ф. Купецкова), по которой работают более 350 детских садов Пензы и Пензенской области.

Разработанные сотрудниками института учебно-методические компклексы «Введение в историю русской культуры» (авторы: Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. – М., 2002) и «История русской культуры» – в 2-х ч.(авторы: Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. – М., 2006-2007), программа и учебно-методические пособия «История русской культуры» – В 2-х ч. (авторы:, Н.П. Берлякова, Е.Б. Фирсова – М., 2006-2007) издавались ведущими российскими издательствами «ВЛАДОС» и «Русское слово» и используются в различных регионах Российской Федерации.

Елена Борисовна Фирсова – родилась в Пензе в 1959 году. Выпускница историко-филологического факультета ПГПИ им. В.Г. Белинского. Работала учителем в средних школах №№ 39, 11, ЛСТУ № 2 г. Пензы. С 2001 года работает в институте. Кандидат исторических наук, доцент. Автор ряда учебных и учебно-методических работ, вышедших в региональных и федеральных издательствах, включая методические пособия по истории русской культуры (издательство «Русское слово»; в соавторстве), «Пензенский край в культуре России» (в соавторстве), материалы к курсу «Обществознание» (5-6 класс) и другие. В настоящее время – доцент кафедры истории и социальных наук ГБОУ ДПО ПИРО.

Опыт работы института был широко известен в стране. Для ознакомления с системой деятельности института в Пензу приезжали представители родственных учреждений из городов Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Курска, Тамбова, Липецка, Челябинска, Тулы, Самары, Казани, Саранска, Саратова, Кургана и ряда других городов. По заданию Министерства образования Российской Федерации Пензенский ИПКиПРО систематически проводил межобластные курсы повышения квалификации.
На базе института Министерством образования Российской Федерации проводились заседания учебно-методических, экспертных советов по обсуждению программ переподготовки и повышения квалификации, новых учебников и учебно-методических пособий.

В 1996 году в ИПКиПРО начал действовать центр диагностики и аттестации. В 2003 году на его базе был создан Региональный центр обработки информации (РЦОИ), обеспечивающий организационно-методическое сопровождение государственной итоговой аттестации учащихся, проведение мониторинга качества образования. Этот центр возглавляла О.В.Медведева, затем – Р.В. Юдин.

Роман Викторович Юдин родился в Пензе. Будучи студентом и после окончания физико-математического факультета ПГПУ им. В.Г. Белинского работал учителем математики и физики в лицее-интернате № 3 г. Пензы. В институте – с 2001 года. Р.В. Юдин осуществлял организацию работы по проведению эксперимента по введению ЕГЭ в Пензенской области, по проведению регионального тестирования (в первой половине 2000-х гг.), по организации мониторинговых исследований в области оценки качества образования. С июля 2003 по август 2004 года занимал должность заместителя директора по научно-методической работе в лицее-интернате №3 г. Пензы. В настоящее время возглавляет центр государственной (итоговой) аттестации ГБОУ ДПО ПИРО.

В 1990-е – начале 2000-х гг. при ИПКиПРО функционировал санаторий-профилакторий.

Осуществлялось плодотворное разностороннее сотрудничество в рамках договоров, заключенных с Саратовским ИУУ, Самарским и Курским ИПКиПРО, РИПКРО.



На фото:
1. Заведующая кафедрой управления и экономики образования О.В. Калинина и доцент кафедры Н.С. Тюина на научно-практической конференции по гуманной педагогике (2004 г.)
2. А.В. Маркова на научно-практической конференции по гуманной педагогике (2004 г.)
3. Заведующая кабинетом воспитательной работы Р.А. Базарова и заведующая кафедрой педагогики и психологии И.Ф. Смирнова на Областном конкурсе «Сердце отдаю детям» (2004/05 учебный год)
4. Работа секции на межрегиональной научно-практической конференции «Повышение профессионального мастерства участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования» (2004 г.)
5. Ректор В.И. Авершин и сотрудники ИПКиПРО представляют экспозицию института на Образовательном форуме (2005 г.)
6. Н.И. Буренчева, Г.П. Редя, И.Ф. Смирнова и Е.Ф. Купецкова проводят областной семинар для социальных работников на базе ИПКиПРО(2006 г.)
7. Чествование ветеранов института – участников Великой Отечественной войны (май 2006 г.)
8. Сотрудники института – участники августовского совещания 2006 г.
9. Презентация учебно-методического комплекса по истории русской культуры (издательство «Русское слово») в Картинной галерее (2006 г.). Слева направо: автор учебника Н.П. Берлякова, главный редактор издательства «Русское слово» М.И. Лобзина, Е.Б. Фирсова и учитель МОУ СОШ № 57 им. В.В. Хохрякова Е.А. Емельянова