Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
80-летию Института регионального развития посвящается...
80-летию Института регионального развития посвящается...
Образование 05.08.2019

Пензенский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования в 90-е годы XX века


В ноябре 1991 года директором Пензенского областного ИУУ был назначен Заслуженный работник культуры РФ В.И. Авершин, внесший огромный вклад в превращение института в ведущее учреждение системы дополнительного профессионального педагогического образования в Российской Федерации.

Виталий Иванович Авершин (1947-2007) родился в с. Украинка Архаровского района Амурской области. Окончил исторический факультет, затем аспирантуру Уральского государственного университета им. А.М. Горького. С 1974 года преподавал отечественную историю в УГУ, защитил кандидатскую диссертацию. В 1978 году переехал в Пензу и работал заведующим кафедрой марксизма-ленинизма завода-ВТУЗа. В 1991 году возглавил Пензенский областной ИУУ. В 1992-2007 гг. – ректор Пензенского ИПКиПРО. Заслуженный работник культуры РФ (с 1989 года), профессор (1993 год), Почетный работник высшего профессионального образования (2006 год). Автор свыше 70 научных и учебно-методических работ, сфера научных интересов – всеобщая история (история стран Юго-Восточной Европы), педагогика. Благодаря В.И. Авершину Пензенский ИПКиПРО стал проводить ежегодные научно-практические конференции, получившие широкую известность не только в Пензенской области, но и далеко за ее пределами. Горячо поддерживал идею проведения научно-практических конференций «Моя малая Родина», «Философия отечественного образования: традиции и современность» и во многом способствовал ее реализации. Высоко профессиональный руководитель, ученый, человек принципиальный, последовательный в отстаивании своих убеждений, неизменно подкрепленных большой эрудицией, В.И. Авершин сумел создать в институте сплочённую команду единомышленников, людей, которым небезразличны судьбы системы образования. В.И. Авершин был энциклопедически образованным человеком, который со знанием дела мог обсуждать не только вопросы, связанные с профессиональной деятельностью. Он обладал прекрасным слогом, был носителем живого и образного, и в то же время четкого и лаконичного русского языка. Его отличали интеллигентность, тактичность и скромность. Неоднократно награждался Почетными грамотами Министерства образования РСФСР-РФ, орденом.

В 1990-е годы институт вступил в качественно новый этап своего развития. Глубокие изменения в области образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», переход от адаптивно-дисциплинарной, информационно-инструкционной модели к личностно ориентированной модели вариативного образования поставили перед коллективом института задачу обеспечения многоуровневого непрерывного педагогического образования. Необходимость решения этой задачи повлекла за собой серьезные структурные преобразования в деятельности института.

В мае 1992 года решением Министерства образования РФ и областной администрации институт усовершенствования учителей был реорганизован в Пензенский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Первым ректором Пензенского ИПКиПРО стал В.И. Авершин. В 1992-2007 гг. должности проректоров института по учебной и научно-методической работе занимали А.К. Костина, Ю.И. Кривов, Г.П. Редя, Н.И. Буренчева, Е.Ф. Купецкова.

Елена Федоровна Купецкова – выпускница Горьковского пединститута. До поступления в Пензенский областной ИУУ в 1980 году работала воспитателем, а затем – методистом детского сада. Защитила кандидатскую диссертацию в Московском государственном педагогическом институте. Проректор ГБОУ ДПО ПИРО, заведующая кафедрой дошкольного и предшкольного образования, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ. Автор многочисленных методических пособий для педагогов дошкольного образования, образовательной программы учебно-методического комплекта для детей раннего и дошкольного возраста «Ребенок и весь мир», которые используют многие учреждения дошкольного образования Пензенской, Нижегородской, Саратовской, Волгоградской областей.

Нина Ивановна Буренчева родилась в Пачелме. Преподавала немецкий язык в Покровской восьмилетней школе Пачелмского района. По окончании физико-математического факультета ПГПИ им. В.Г. Белинского работала в школах г. Пензы. В 1982-1991 гг. работала инспектором Пензенского гороно, зав. учебной частью педучилища. Заслуженный учитель РФ. С 1991 года работает проректором по учебной работе ИПКиПРО-ПИРО. Курирует организацию учебно-методической работы. С 2008 года возглавляет реализацию инновационного федерального проекта «Организация федерально-региональной сети повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования».

Увеличилось число кафедр, были созданы новые отделы. К началу 2000-х годов в структуру института входили 6 кафедр: педагогики, психологии, исторического и социально-политического образования, русского языка и литературы, управления и экономики образования, профессионально-трудового образования; отделы содержания образования, учебный, редакционно-издательский, среднего профессионального образования; 3 центра (информационно-методический, лингвистический, аттестационно-диагностический), 13 учебно-методических кабинетов, лаборатория по опытно-экспериментальной работе. В конце 1992 года в ИПКиПРО была образована бухгалтерия, которую возглавила Л.Н. Банникова.

Любовь Николаевна Банникова окончила Пензенский сельскохозяйственный техникум, физико-математический факультет ПГПИ им. В.Г. Белинского. Работала старшим бухгалтером, инспектором отдела кадров, старшим экономистом в Пензенском гороно, облоно. С 1992 года работает главным бухгалтером Пензенского ИПКиПРО, затем – Пензенского института развития образования.

Кафедры, учебно-методические кабинеты и отделы ИПКиПРО в 1990-е – первой половине 2000-х годов возглавляли: А.Я. Мичурин, О.В. Калинина (кафедра управления и экономики образования), Л.А. Радзивиловская, И.Ф. Смирнова (кафедра педагогики и психологии), В.И. Мануйлов, Н.П. Берлякова (кафедра исторического и социально-политического образования), Е.Ф. Купецкова (кабинет, затем – кафедра дошкольного образования), П.А. Гагаев (кафедра филологического образования), Л.П. Широкова (кафедра профессионально-трудового образования), Н.П. Черношейкина (кабинет начальных классов), О.В. Медведева, Н.Н. Сутягина (кабинет математики), Е.С. Фрейдина, А.И. Таршис, И.И. Пилезина (кабинет истории), А.В. Учевадов, Е.Д. Лукьянов (кабинет физики), О.Ф. Тузикова, Л.М. Грачёва (кабинет географии), Л.Е. Ивашова (кабинет химии), А.П. Давыдова (кабинет биологии), И.С. Орловская (кабинет иностранных языков), В.А. Тулузакова, В.А. Полюхин (кабинет физического воспитания), Н.А. Дмитриева (кабинет ОИВТ), Н.Р. Латышева (кабинет дефектологии), Л.Г. Сохранова (кабинет школ-интернатов и групп продленного дня), В.И. Мещеряков (кабинет вечерних (сменных) общеобразовательных школ), Т.П. Харитонова, И.Ю. Новак, Г.Б. Кондратьева (кабинет школьных библиотек), Р.А. Базарова (кабинет воспитательной работы), Т.Ф. Липовская (кабинет музыки и ИЗО), В.А. Грунцевская (кабинет трудового обучения), Т.Н. Оноприенко (отдел содержания образования), Ю.П. Петряев (отдел ТСО) и другие. В эти годы в институте работала Л.М. Пляцева, человек широко известный в Пензенской области благодаря активной гражданской позиции – Людмила Матвеевна в течение долгого времени возглавляет областной комитет солдатских матерей.

Александр Яковлевич Мичурин (1933-2009) родился в д. Родники Лунинского района Пензенской области. Окончил физико-математический факультет ПГПИ им В. Г.Белинского. Трудовую деятельность начал учителем физики в Проказнинской средней школе Лунинского района Пензенской области. Затем работал инспектором школ, заведующим Лунинским районо, в 1968 году был назначен директором школы №12 Северной группы войск в Польской народной республике. По возвращении работал инспектором школ, затем – заместителем заведующего в Пензенском областном отделе народного образования. С 1990 года возглавлял кафедру управления института. Заслуженный учитель РФ.

Берлякова Наталья Петровна родилась в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. Окончила исторический факультет Хабаровского педагогического института, аспирантуру в МГУ им. М.В. Ломоносова. Кандидат исторических наук (1979 г.), профессор (2006 г.). До перехода в ИПКиПРО преподавала в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта, Пензенском инженерно-строительном институте, Пензенском заводе-ВТУЗе. С 1994 года – заведующая кафедрой Пензенского областного ИПКиПРО, с 2006 года – профессор кафедры истории и социальных наук. Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Специалист в области истории культуры. Автор десятков научных и учебно-методических работ, федеральных учебников по истории русской культуры для учащихся общеобразовательных школ, студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования. Участник разработки региональной концепции исторического образования. Под научным руководством Н.П. Берляковой были подготовлены 3 диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Нина Петровна Черношейкина уроженка Каменского района. Принадлежит к известной в Пензенской области педагогической династии Баулиных .В 1968 году окончила педагогическое училище, в 1978 году ¬– историко-филологический факультет ПГПИ им.В.Г. Белинского. Преподавала в средних школах №№ 1и 18 г. Пензы. Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РФ. С 1982 года работает в институте. Свыше 20 лет возглавляла кабинет начальных классов Пензенского областного ИУУ (затем – ИПКиПРО), после образования кафедры начального общего образования работает старшим методистом данной кафедры. Организует экспериментальную деятельность по переходу на новые образовательные стандарты, апробации новых учебно-методических комплектов.

Наталья Николаевна Сутягина – выпускница физико-математического факультета ПГПИ им. В.Г. Белинского. До перехода в ИПКиПРО работала учителем математики в средних школах №№ 10 и 66 г. Пензы. Более 10 лет возглавляла кабинет математики. После образования кафедры естественно-математического образования работает старшим методистом данной кафедры ГБОУ ДПО ПИРО. Почетный работник общего образования РФ. Автор ряда учебно-методических работ в помощь учителям математики, куратор апробации новых учебников и учебных пособий.

Ирина Ивановна Пилезина окончила Кишенёвский государственный университет. В разные годы работала учителем истории в школах Молдавской ССР, Ростова-на-Дону, Пензы, занималась методической работой в структурах органов управления образования и методических служб. Заслуженный учитель РСФСР. Ирина Ивановна заслужила репутацию высокопрофессионального специалиста в области методики преподавания истории. Автор ряда методических разработок, руководитель творческого коллектива, разрабатывавшего концепцию регионального учебника «Родиноведение» для учащихся начальной школы.

Любовь Михайловна Грачёва – выпускница естественно-географического факультета ПГПИ им. В.Г. Белинского. В 1990 году перешла на работу в ИУУ методистом, затем – заведующей кабинетом географии. Автор ряда региональных учебных и учебно-методических пособий, обеспечивающих региональный компонент общего образования. Под руководством Л.М. Грачёвой пензенские педагоги разрабатывали программы элективных курсов, получивших распространение на территории Российской Федерации. С 2009 года работает в издательстве «Русское слово» (Москва).

Людмила Евгеньевна Ивашова (1951-2009) родилась в Камешкирском районе Пензенской области. По окончании ПГПИ им. В.Г. Белинского в 1969 году работала учителем химии в школах Камешкирского района, г. Пензы. В1984 году начала работать в ИУУ в должности методиста кабинета воспитательной работы, а в 1992 году была назначена на должность заведующей кабинетом химии Пензенского областного ИПКиПРО. После образования кафедры естественно-математического образования Л.Е. Ивашова работала главным методистом кафедры. Почётный работник общего образования РФ.

Тамара Николаевна Оноприенко родилась в с. Раёво Земетчинского района Пензенской области. В 1979 году с красным дипломом окончила ПГПИ им. В.Г.Белинского. Начала свою трудовую деятельность учителем Карповской восьмилетней школы Сердобского района. В дальнейшем работала учителем и заместителем директора Алферьевской средней школы Пензенского района, преподавателем кафедры физической географии ПГПИ им. В.Г.Белинского, преподавателем и заместителем директора Пензенского педагогического училища. С 1995 г. начала работать в Пензенском областном ИПКиПРО. В настоящее время возглавляет центр развития общего образования ГБОУ ДПО ПИРО. Осуществляет организационно-методическое руководство областным проектом «Именные школы». Под её руководством реализуются новые формы повышения квалификации педагогов и диссеминации опыта лучших учителей Пензенской области – победителей конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в том числе «педагогические десанты» в районы области. Автор многочисленных публикаций методического характера по вопросам обновления содержания образования.

Любовь Германовна Сохранова родилась в с. Сосновка Кузнецкого района. Окончила историко-филологический факультет ПГПИ им. В.Г. Белинского. Работала учителем истории и обществоведения в средней школе № 3 г. Никольска и школы-интерната № 2 г. Пензы. С 1977 года работает в институте. Возглавляла кабинет учреждений интернатного типа и групп продлённого дня, с 2000 года – отдел среднего профессионального образования. В настоящее время работает старшим методистом кафедры профессионального и технологического образования ГБОУ ДПО ПИРО, курирует вопросы, связанные с деятельностью учреждений среднего профессионального образования. Л.Г. Сохранова участвует в организации и проведении ежегодных областных научно-практических конференций студентов ССУЗов «Ступени в будущее». Член Совета директоров ССУЗов Пензенской области. Почётный работник общего образования РФ.

Василий Иванович Мещеряков родился в Вадинском районе Пензенской области. Окончил физико-математический факультет ПГПИ им. В.Г. Белинского. Начал трудовую деятельность в вечерней школе № 1 г. Пензы. В 1991 году перешёл на работу в институт, где в течение 16 лет возглавлял кабинет вечерних (сменных) общеобразовательных школ. Отличник общего образования РФ. В настоящее время – старший методист кафедры управления и экономики образования ГБОУ ДПО ПИРО. Специалист в области вопросов охраны труда и техники безопасности. Председатель профсоюзной организации института. Награждён медалью «100 лет профсоюза».

Раиса Андреевна Базарова родилась в Тамалинском районе Пензенской области. Окончила филологический факультет ПГПИ им. В.Г. Белинского. До поступления в институт работала пионервожатой, учителем, заместителем директора АО воспитательной работе, директором в школах Пензенской и Саратовской областей. С 1989 года работает в институте. Более 10 лет возглавляла кабинет воспитательной работы. Отличник народного просвещения.

Наталия Ростиславовна Латышева родилась в г. Пензе. В 1986 году окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена. Свою профессиональную деятельность связала с работой с детьми, имеющими отклонения в развитии. До перехода в институт работала учителем-дефектологом в ДОУ №№ 1 и 106 г. Пензы. Около 5 лет возглавляла кабинет коррекционной педагогики. В настоящее время работает старшим методистом кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО ПИРО. Под руководством Н.Р. Латышевой специалисты логопеды и дефектологи, учителя спецшкол Пензенской области ведут экспериментальную работу по коррекции речи детей дошкольного и школьного возраста, по обучению и воспитанию детей, имеющих психофизические нарушения в развитии.

Галина Борисовна Кондратьева родилась в г. Пензе. По окончании ПГПИ им. В.Г. Белинского, работала в Палеологовской основной школе Бессоновского района, средней школе № 16 г. Пензы, в Пензенском педагогическом колледже (преподавателем, затем – заместителем директора по производственной работе). С 1996 года работает в Пензенском ИПКиПРО-ПИРО, курирует работу библиотекарей образовательных учреждений Пензенской области. В настоящее время – старший методист центра мультимедийных технологий. Награждена Почётной грамотой Министерства образования РФ.

Таисия Фёдоровна Липовская родилась в г. Сердобске Пензенской области. По окончании ПГПИ им. В.Г. Белинского (физико-математический факультет) работала в средних школах г. Пензы учителем физики, черчения. В 1988 году перешла в Пензенский областной ИУУ, где работала методистом, затем – заведующей кабинетом художественно-эстетического образования. Имеет авторские программы и их учебно-методическое обеспечение, по которым работают педагоги Пензенской области. Почётный работник общего образования РФ. В настоящее время – старший методист центра воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО ПИРО.

В 1998 году на основе слияния кафедры педагогики и кафедры психологии была создана объединенная кафедра педагогики и психологии, которую с 1999 года возглавляет И.Ф. Смирнова.

Ирина Федоровна Смирнова родилась в Пензе в 1956 году. Окончила ПГПИ им. В.Г. Белинского, работала учителем в средней школе № 51 и гимназии № 1 им. В.Г. Белинского г. Пензы. В 1989 году перешла на работу в ИУУ, где заведовала кабинетом воспитательной работы, а с момента образования кафедры педагогики – преподавателем, а затем заведующей кафедрой. Кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник общего образования РФ. Автор научных и методических работ, включая входящее в региональный компонент образования учебное пособие для учащихся 5-9-х классов «Семьеведение», ставшее в 2009 году лауреатом I Всероссийского конкурса «Формирование семейных ценностей у обучающихся».

Разработанные сотрудниками кафедры педагогики и психологии материалы неоднократно становились победителями Всероссийских конкурсов. Так, в 2001 году методические разработки О.Г. Кутеевой, Г.П. Редя и И.Ф. Смирновой были удостоены Диплома победителя на Всероссийском конкурсе авторских материалов «Организация воспитательной работы в школе». За годы существования кафедры её сотрудники защитили 7 диссертаций (1 – на соискание учёной степени 1доктора и 6 – кандидата наук). Большой вклад в подготовку аспирантов и соискателей института внес доктор педагогических наук, профессор В.В. Полукаров.

В 1990-е годы в связи с обновлением содержания образования на основе гуманизации и демократизации перед Пензенским ИПКиПРО встали новые задачи, связанные с поиском путей совершенствования системы непрерывного повышения квалификации. Сохраняя основное направление работы – повышение квалификации учителей и специалистов образования, Пензенский областной ИПКиПРО активно включился в работу по переподготовке кадров.

Системе образования области были необходимы практические психологи. Острую потребность в этих специалистах испытывали школы, дошкольные учреждения, районные (городские) методические службы. В сентябре 1992 года в ИПКиПРО по решению Министерства образования РФ был открыт специальный факультет по подготовке практических психологов. Возглавлял этот факультет сначала А.Я. Габов, а затем В.А. Лапин. Первый выпуск специалистов-психологов состоялся в июне 1994 года.

Валентин Александрович Лапин (1947-2004) – один из первых дипломированных пензенских психологов, получивший специальное образование в Ленинградском государственном университете на факультете психологии. В 1978 году в ЛГУ состоялся единственный выпуск психологов, получивших эту специальность на базе уже имеющегося высшего образования. С тех пор у В. А. Лапина сохранились тесные профессиональные и личные связи с известными отечественными психологами, стоявшими у истоков возрождения психологии в нашей стране. В Пензе он работал сначала психологом в областной психиатрической больнице им. Евграфова, затем – преподавателем психологии в ПГПИ им. В.Г. Белинского, а с 1993 года – в Пензенском областном институте усовершенствования учителей. За успешную работу в области подготовки востребованных для Пензенской области специалистов для системы образования В. А. Лапин был награжден значком «Отличник народного просвещения».

С 2000-х годов факультет профессиональной переподготовки работников системы образования начал готовить специалистов по ряду востребованных в регионе направлений: педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов, педагогов-валеологов, культурологов и другим. За время существования факультета прошли переподготовку и получили новую специальность свыше 700 человек.

Благодаря разработке моделей переподготовки специалистов по ряду специальностей, осуществляемой через факультет профессиональной переподготовки, сложилась система, обеспечивающая научно-методические основы процесса повышения квалификации и переподготовки кадров.

В период 1990-х годов вновь организованные или структурно изменившиеся кафедры и учебно-методические кабинеты ИПКиПРО создали условия для более высокого уровня работы с педагогами, позволили с необходимым опережением вести подготовку кадров к инновационной деятельности, содействовали внедрению современных образовательных технологий, созданию учебных заведений нового типа, отвечающих потребностям региона.

В институте сложился творческий профессорско-преподавательский и методический коллектив, способный на высоком научно-теоретическом и методическом уровне осуществлять повышение квалификации и переподготовку работников образовательной сферы. Заметно возрос уровень профессиональной компетенции работников института. Во второй половине 1990-х годов доля преподавателей с учеными степенями и званиями составила свыше 65% всех штатных преподавателей кафедр института и работающих в качестве штатных совместителей. Численность штатного профессорско-преподавательского состава составляла свыше 30 человек, в том числе: 5 докторов наук, профессоров, 16 кандидатов наук, доцентов, 6 заслуженных учителей школы РФ, 2 заслуженных работника культуры РФ. 5 сотрудников института были награждены почетным знаком «Отличник народного просвещения СССР», 16 – почетным знаком «Отличник народного просвещения РФ», 7 – орденами и медалями. К 2005 году ученые степени и звания имели свыше 75% преподавателей, более 10 сотрудников работали над диссертациями на соискание ученой степени. За время работы в ИПКиПРО защитил диссертации на соискание ученой степени кандидата, а затем – доктора педагогических наук П.А. Гагаев; защитили кандидатские диссертации Е.Ф. Купецкова, Л.П. Широкова, И.Ф. Смирнова, Е.А. Прохорова, И.И. Московкина, А.К. Григорьева, Е.Б. Кручинина, Е.Б. Фирсова, А.В. Маркова.

Павел Александрович Гагаев родился в г. Пензе. По окончании ПГПИ им. В.Г. Белинского работал заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Уваровской средней школе Иссинского района и Алферьевской школе Пензенского района. В 1989 году перешел в Пензенский областной ИУУ. Работал в кабинете воспитательной работы, на кафедре педагогики, с 1996 года возглавил кафедру теории и методики обучения русскому языку и литературе. Действительный член Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности. Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Автор 3 монографий, множества научных и методических работ, опубликованных в региональных и федеральных издательствах. В настоящее время доктор педагогических наук, профессор П.А. Гагаев возглавляет кафедру филологического образования ГБОУ ДПО ПИРО. Под руководством профессора П.А. Гагаева защищены 1 докторская и 3 кандидатских диссертации.

Любовь Петровна Широкова родилась в г. Ташкенте. Окончила Пензенский железнодорожный техникум, Пензенский политехнический институт по специальности « инженер-механик». В 1991 году проходила профессиональную стажировку в г. Эссен (Германия). Кандидат педагогических наук, доцент. Член.-корреспондент Академии профессионального образования. До перехода в институт работала на заводе «Пензтекстильмаш», в Павлодарском индустриальном институте, Пензенском политехническом институте, в Центральном проектно-конструкторском бюро механизации и автоматизации, на Государственном подшипниковом заводе № 24, преподавателем, затем - заместителем директора ПТУ № 4. В институте работает с 1993 года. В 1999-2006 гг. возглавляла кафедру профессионального и технологического образования. Л.П. Широкова – активный участник создания экспериментальных площадок в Пензенской области. по вопросам взаимодействия школа - колледж, школа - муниципальное общеобразовательное учреждение. Имеет около 100 научных и учебно-методических публикаций, доцент кафедры профессионального и технологического образования.

В эти годы институт оформился как научно-методический центр, способный оказать влияние на развитие сферы образования на разных уровнях. Принципиальным подходом к обновлению образования стала личностно ориентированная система обучения, предполагающая дифференциацию и индивидуализацию в организации учебно-воспитательного процесса, введение вариативных учебных планов, программ, курсов по выбору. Реализация такого обучения осуществлялась благодаря использованию методов активного обучения (моделирования, деловых игр, «круглых столов», творческих мастерских, семинаров, практикумов и других), применению информационных технологий, элементов дистанционного обучения.

К концу 1990-х годов в учебном процессе активно использовалась современная техника: 6 видеомагнитофонов, 6 телеустановок, 5 видеокамер, разнообразная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура. Учебно-методическое обеспечение педагогического процесса включало около 1 тысячи наименований кинофильмов. Была смонтирована и активно использовалась замкнутая учебная телевизионная система, работающая на несколько лекционных аудиторий, что позволило сделать учебный процесс более насыщенным и содержательным. Слушателям курсов, участникам семинаров предоставлялась возможность изучать достижения передового педагогического опыта не только путем посещения открытых занятий в образовательных учреждениях, но и с помощью просмотра видеофильмов из опыта работы мастеров педагогического труда.

Пензенский ИПКиПРО осуществлял работу по всесторонней компьютеризации учебного процесса. Все чаще на занятиях со слушателями применялась вычислительная техника. Институт располагал четырьмя учебными классами на базе персональных компьютеров: «Ямаха» (2 класса), «ДВК-2» и «IВМ РS-2». В 1990-е годы происходило становление информационно-методического центра института, который впоследствии стал ядром формирования факультета информатизации ГБОУ ДПО ПИРО.

Был создан информационно-методический центр (ИМЦ), объединивший кабинеты школьных библиотек, технических средств обучения, педагогической информации и библиотеку. В ИМЦ был сформирован специальный компьютерный банк данных, содержащий информацию по многим направлениям научно-методической и практической работы, банк учебной аудио- и видеопродукции, что позволило активизировать движение педагогической информации от производителей к потребителям. У института появился свой почтовый ящик (e-mail: iuu@tl.ru). В 2003 году был создан сайт института (www.penzaobr.ru), на котором размещается все, что может оказаться полезным или интересным для педагогов: новости института, объявления, сроки и тематика курсов повышения квалификации, консультаций, семинаров по актуальным вопросам педагогики, график аттестации, правила прохождения профессиональной переподготовки и многое другое.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. в ИПКиПРО была создана база для осуществления программ освоения информационных технологий. Институт был оснащен новой оргтехникой, был подключен Интернет. Первоначально работа по освоению новой техники осуществлялась через кабинет ОИВТ (впоследствии – кабинет информатики). В 1990-е годы большинство сотрудников института прошли специально организованные для них курсы по освоению компьютерной грамотности. Первая программа таких курсов была разработана Н.А. Дмитриевой и Т.А. Богониной.

На фото:

1. В.И. Авершин – ректор Пензенского областного ИПКиПРО в 1991-2007 гг., заслуженный работник культуры РФ, профессор
2. На встрече ветеранов института (2000 г.)
3. Коллектив редакционно-издательского отдела ИПКиПРО (1997 г.). В центре – П.А. Корниенко.