Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
80-летию Института регионального развития посвящается...
80-летию Института регионального развития посвящается...
Образование 29.07.2019

Пензенский институт усовершенствования учителей в 70-80-е годы XX века (продолжение)

Проверка эффективности курсовой и семинарской подготовки педагогических и руководящих работников учреждений образования проводилась в ходе бригадных и индивидуальных выездов сотрудников ИУУ в районы. Только в 1971/1972 учебном году было организовано 7 бригадных выездов в Иссинский, Наровчатский, Башмаковский, Неверкинский, Лунинский, Пензенский районы и г. Кузнецк. С конца 1970-х годов такие бригадные выезды сотрудников ИУУ в районы стали проводиться постоянно. Их результаты направлялись для работы в учебно-методические кабинеты института, обсуждались на Совете ИУУ и Совете облоно.

Из воспоминаний Л.Л. Деевой:

«Для командировок…, как правило, дорог было немного: трасса Москва-Куйбышев – основная, и всё, что вдоль неё: Городище, Мокшан, Нижний Ломов, Беднодемьяновск. По остальным территориям – поездки на поезде до райцентра, а далее – на лошадях, грузовике, тракторе, а где и пешком. Командировки случались в отдельные школы по заданию облоно. А однажды «застряли» весной в Большевьясской средней школе, когда ночью вдруг начался ледоход и дорога была отрезана.
А ещё попадали в командировках в снежные «засады» на главной государственной дороге: не могли уехать из Нижнего Ломова – рейсовые автобусы не ходили. К.И. Кондрашина, Л.Л. Деева и П.А. Левкова решились добираться домой на попутках. Две первые на двух новеньких грузовиках, шедших транзитом, а Пелагея Афанасьевна – на какой-то легковушке. Зима 1967 года была очень снежная, на трассе в отдельных местах снегом и метелью создан был коридор из сугробов в два метра высотой, в который машины входили, как в тоннель. Машина с П.А. Левковой не могла выйти из колонны, ночевали на трассе. Мы же своих попутчиков-водителей завезли в Атмис, где в местной школе нашли приют и ночлег, там и пережидали непогоду».

Институт всегда оперативно реагировал на запросы и потребности системы образования. В 1970-1980-е годы в школах области стали активно внедрять такую форму работы с учащимися как факультативные занятия. Уже в 1970/1971 учебном году в области было организовано свыше 2,2 тысяч факультативных групп, которые посещали около 34 тысяч учащихся. В осенние и зимние каникулы в ИУУ прошли семинары для руководителей факультативов, а к началу нового учебного года методистами института, преподавателями пединститута и учителями-практиками были разработаны примерные тематические планы различных факультативов, которые были направлены во все районы области.

Большую популярность приобретали проводившиеся всеми кабинетами ИУУ раз в месяц тематические и групповые консультации, по проблемам, определявшимся в соответствии с запросами образовательных учреждений. Перед началом учебного года во все рай(гор)оно и образовательные учреждения области передавалось расписание консультаций на год с указанием их тематики, времени и места проведения. За один учебный год проводилось свыше 100 консультаций, участие в которых принимали около 3 тысяч педагогов.

В середине 1980-х годов при проведении курсовой переподготовки использовались активные формы проведения занятий: деловые игры, дискуссии, лекции-диалоги, «круглые столы», учебные экскурсии, практикумы, выставки методических материалов и другие. В институте широко практиковалось проведение практических курсов и семинаров на базе школ, где работали мастера педагогического труда. Ежегодно в аудиториях института с освещением своего опыта и показом конкретных методов и приёмов работы выступали около 100 педагогов.

В 1980-е годы Пензенский ИУУ приобрел известность и признание педагогической общественности страны, чтобы познакомиться с опытом работы института и учителей региона в Пензу приезжали педагоги из других областей. В 1979 и 1986 гг. проходили межобластные курсы старших воспитателей школ-интернатов и детских домов, обучение на котрых прошли свыше 50 человек из различных территорий СССР. В течение месяца слушатели курсов имели возможность побывать в образовательных учреждениях Пензенской области и познакомиться с опытом работы педагогов. Среди преподавателей, проводивших занятия на курсах, были ведущие специалисты, авторы применявшихся в стране учебных пособий по организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа кандидаты педагогических наук В.Г. Цыпурский и П.Л. Плоткин. В марте 1988 года на базе средних школ №№ 4, 2 г. Пензы, гимназии №1 и школы № 9 г. Кузнецка проходили Всероссийские 10-дневные курсы заведующих кабинетами биологии, методистов ИУУ и учителей-методистов по ознакомлению с инновационным опытом работы Заслуженных учителей школы РСФСР Р.А. Бобровой, А.А. Учаевой, К.И. Юриной и П.Е. Алпатова. На них приехали 55 учителей биологии из 19 регионов РСФСР. Курсы проводились в форме мастер-классов, круглых столов, посещения и анализа учебных занятий. Слушатели курсов высоко оценили содержание и организацию проведённых занятий, подтверждением чего стало приглашение организаторов курсов и лекторов для проведения мастер-классов в другие регионы России.

В 1970-1980-е годы в Пензе проходит ряд Всероссийских и всесоюзных мероприятий, подготовку и проведение которых осуществлял ИУУ: Всероссийская конференция по проблемам учебно-воспитательной работы в пришкольных интернатах (1972/1973 учебный год), Всероссийский семинар дошкольных работников «Пути совершенствования воспитательной работы с детьми» (ноябрь 1978 года), Всероссийское совещание руководителей отделов народного образования и педагогических учебных заведений по организации работы с детьми шестилетнего возраста (июнь 1981 года), Всероссийский семинар-совещание по вопросу коренной перестройки управления школой (ноябрь 1987 года), межобластной семинар-практикум заведующих кабинетами русского языка и литературы институтов усовершенствования учителей из 15 республик, краев и областей РСФСР (февраль 1990 года). В сентябре 1970 года с целью изучения опыта работы системы образования и повышения квалификации Пензенскую области посетила делегация работников просвещения Киргизии.

В ноябре 1979 года в Пензе прошло зональное совещание руководителей институтов усовершенствования учителей, в котором приняли участие руководители ИУУ из Москвы, Ленинграда, Краснодара, Саратова, Ульяновска, Куйбышева, Тамбова и других городов. Это явилось еще одним признанием успехов Пензенского ИУУ.

В центральных журналах «Народное образование», «Школа и производство», «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Физическая культура в школе», «Дошкольное воспитание» и других сотрудниками института в 1980-х годах было опубликовано около 20 материалов об опыте педагогов области.

В 1986 году Пензенский институт усовершенствования учителей был признан победителем Всероссийского социалистического соревнования. Пензенскому ИУУ было вручено переходящее Красное Знамя.

В 1970-1980-е годы ИУУ участвовал в организации и проведении ряда областных научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам образования и воспитания детей и молодежи. Среди них: ежегодные областные педагогические чтения, научно-практические конференции по трудовому обучению, воспитанию и профориентации учащихся сельских школ (1972 год), по роли учебных кабинетов в повышении эффективности учебного процесса в школе (1973 год), по вопросам активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения (1974 год) и другие. Проводились зональные конференции по пришкольным интернатам (1973 год); «Краеведение как средство патриотического воспитания школьников» (1977 год) и другие. К каждой конференции готовились плакаты, буклеты, сборники учебно-методических рекомендаций и материалов: «С чего начинается Родина», «Истоки патриотизма», «Роль подростковых клубов в формировании личности», «Школа – центр воспитательной работы в микрорайоне», «Воспитание будущего семьянина» и другие. В 1987 году на 12 секциях XXII областных педагогических чтений на тему «Повышение эффективности урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса» было заслушано и обсуждено 127 докладов лучших учителей и руководителей школ области.

Проведению конференций предшествовала большая подготовительная работа по изучению опыта работы образовательных учреждений, отбора лучших материалов. В этом помогала картотека передового опыта, подготовкой и пополнением которой занимались все учебно-методические кабинеты института. В начале 1970-х годов в картотеке передового педагогического опыта был обобщен опыт работы 245 коллективов и учителей по 23 проблемам учебной и воспитательной работы. Активно шла работа и по сбору материалов о передовом педагогическом опыте учреждений дошкольного образования. Только в 1978/1979 учебном году кабинетом дошкольного воспитания было собрано около 100 таких материалов.

Материал, собранный методистами во время посещения школ и других образовательных учреждений, обобщался в виде аналитических документов (справок, информаций), которые направлялись в районы для обсуждения на августовских совещаниях учителей. Был налажен выпуск массовым тиражом плакатов, листовок, буклетов, брошюр с методическими рекомендациями. Институт ежегодно разрабатывал и направлял во все районные методические кабинеты и школы примерную тематику работы методических объединений на год; кабинеты ИУУ проводили семинары с заведующими рай(гор)методкабинетов, на которых обсуждались результаты методической работы за истекший год, предлагался аналитический материал о состоянии преподавания и качестве знаний учащихся по тому или иному предмету.

Методисты института широко использовали различные формы распространения передового опыта:

• лекции лучших учителей, ознакомление с их лабораторией на курсах повышения квалификации;
• семинары на базе школ, ПТУ, детских садов с показом образцов работы лучших учителей и воспитателей;
• семинары-практикумы;
• областные массовые методические консультации с показом и анализом открытых уроков и внеклассных мероприятий;
• творческие отчеты педагогов;
• выставки в учебно-методических кабинетах и институте;
• издание массовым тиражом брошюр, плакатов и буклетов;
• выступления в центральной и областной печати, по телевидению и радио.

Каждый учебно-методический кабинет кроме курсов и семинаров, проводил в течение учебного года 4-5 групповых тематических консультаций по актуальным проблемам обучения и воспитания школьников. На консультациях рассматривались теоретические аспекты того или иного педагогического вопроса, показывались приемы его практической реализации на открытых уроках и внеклассных мероприятиях. Так, кабинет дошкольного воспитания стал проводить на базе лучших дошкольных учреждений массовые областные консультации, среди которых «Использование фольклора в нравственно-эстетическом воспитании детей» (ясли-сады №№ 74 и 76 г. Пензы), «Совместная деятельность педагогических и медицинских работников по укреплению здоровья детей» (ясли-сады № 6 и 100 г. Пензы) и другие.

В 1970-1980-е годы Пензенский институт усовершенствования учителей активно работал над развитием сети опорных школ и созданием единой системы методической работы с сельскими учителями. Опорные школы были предметом гордости пензенской системы образования. К началу 1970-х годов в области уже были созданы 237 опорных школ (средних и восьмилетних), которые явились методическими центрами по повышению уровня профессиональной подготовки учителей. Проблемы, связанные со становлением и работой опорных школ, рассматривались на областных научно-практических конференциях, как, например, конференция «Роль опорной школы в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию» (май 1970 года), на курсах повышения квалификации педагогических и руководящих работников, в издаваемых институтом методических рекомендациях.

Являясь центрами зон, в которые входили восьмилетние и начальные школы, располагая более квалифицированными педагогическими кадрами и сравнительно крепкой материальной базой, опорные школы осуществляли практическое руководство при решении целого ряда организационно-методических и учебно-воспитательных задач в образовательных учреждениях своих микрорайонов. Методическая работа опорных школ строилась в соответствии с примерной тематикой областного института усовершенствования учителей и с учётом специфики школ.

Директор ИУУ Яков Миронович Урвант выступал с докладами о распространении опыта работы опорных школ на Всесоюзном семинаре директоров институтов усовершенствования учителей в 1972 году, на Совете ЦИУУ МП РССРСФ в 1974 году, на заседании научно-методического совета по сельской школе Академии педагогических наук СССР в 1986 и 1988 годах, на Всесоюзной учредительной конференции ассоциации содействия сельской школе (г. Орел).

Институт находился в постоянном поиске новых, более действенных форм повышения квалификации педагогических работников. В 1976/77 учебном году непосредственно в процесс курсовой подготовки были включены тематические конференции, проблематика которых предварительно высылалась слушателям, чтобы они могли подготовиться к участию в этих конференциях. Тематика конференций определялась в соответствии с актуальными для того времени проблемами, отражавшими дух эпохи. Так, для учителей-словесников тема конференции была определена как «Советский образ жизни – завоевание социализма», для учителей географии – «Основные социальные и экономические проблемы Х пятилетки и пути их реализации».

ИУУ поддерживал тесную связь с рай(гор)методкабинетами. Для специалистов районных методических кабинетов проводились специальные семинары, позволяющие им правильно выстраивать методическую работу. На семинарах рассматривались вопросы, вызывавшие живой интерес у слушателей. Так, в 1977/1978 учебном году для этой категории специалистов системы образования были проведены семинары, посвященные вопросам преемственности в методической работе опорной средней восьмилетних и начальных школ; планированию работы методических кабинетов и требованиям к их документации; упорядочению работы над документами и послекурсовыми заданиями.

Упрочению связей ИУУ с районами области способствовала также существовавшая в то время практика закрепления работников института за районами: Е.Д. Лукьянов был закреплен за Мокшанским и Никольским районами, В.Ф. Безрукова – за Кузнецким районом, Г.И. Мамыкина – за Сосновоборским и т.д. Цель такого закрепления состояла в оказании содействия в организации методической работы на местах и сборе необходимой информации о педагогических находках учителей и образовательных учреждений. Ежегодно в августе-сентябре и в январе все методисты института выезжали в закреплённые районы для оказания помощи в планировании работы и организации участия педагогов в августовских и январских совещаниях.

С 1990 года институт совместно с управлением образования Пензенской области начал проводить ежегодный конкурс «Учитель года». Первым победителем данного конкурса стала учительница начальных классов средней школы № 47 г. Пензы Валентина Михайловна Стерликова.

Особое внимание уделялось в институте издательской деятельности. Только за 1970-1972 гг. институтом были подготовлены и изданы свыше 30 учебных и методических разработок, рекомендаций в помощь педагогам.

В 1972/1973 учебном году институтом было подготовлено юбилейное издание, посвященное опыту работы старейшего образовательного учреждения Пензенской области – средней школы № 1 им. В.Г.Белинского г. Пензы (ныне – классической гимназии), которая отмечала в 1972 году 185-летие со дня основания. В 1970-е годы вышла и книга «Очерки истории Пензенского края», которая внесла большой вклад в изучение региональной истории и способствовала развитию интереса к краеведению. Участие в работе над этой книгой принимала заведующая кабинетом истории ИУУ Е.С. Фрейдина. В конце 1970-х годов при непосредственном участии сотрудников ИУУ был подготовлен и издан новый учебник «Математические задачи для внеклассной работы в 10 классе» (авторы А.И. и Н.И. Худобины), были изданы буклеты «Прикосновение к священному огню», «Содружество школы, семьи и общественности в осуществлении комплексного подхода к воспитанию учащихся», «На примере героя», «Достойная смена труженикам села». В эти годы были подготовлены и выпущены брошюры, посвященные обобщению опыта работы отдельных образовательных учреждений Пензенской области, как, например: «Стремление к совершенству» (автор – В.Ф. Москалев), посвященная опыту работы средней школы № 15 г. Пензы по физическому воспитанию учащихся, «Опыт изучения темы «Строение атома» по новой программе» (обобщение опыта работы учителя химии школы №53 г. Пензы М.Е. Ступкиной) и многие другие.

В 1980-е годы массовым тиражом выходят пособия по работе с ЭВТ: «Методические особенности школьного курса информатики» (1986 год), «Оборудование кабинета информатики и вычислительной техники» (1987 год), «Организация внеклассной работы по ИВТ» (1990 год), подготовленные заведующей кабинетом информатики и вычислительной техники Н.А. Дмитриевой. О масштабах издательской деятельности института свидетельствует тот факт, что только за 1988/1989 учебный год было подготовлено 6 брошюр, 15 статей, 16 буклетов и плакатов, сделано 14 видеофильмов, рассказывающих о лучшем педагогическом опыте.

В начале 1980-х годов в стране начался эксперимент по переходу к обучению детей с 6-летнего возраста. Методическое сопровождение проведения эксперимента в Пензенской области осуществлял кабинет начального обучения областного ИУУ. Для учителей, которым предстояла работа с «шестилетками», выпускались методические рекомендации, проводились семинары, консультации. По результатам работы заведующая кабинетом Н.П. Черношейкина и методист Т.К. Рязанова были удостоены звания «Отличник народного образования».

В 1980-е годы Пензенский институт усовершенствования учителей вел поиск новых форм организации непрерывного образования педагогических кадров. С этой целью в 1988 году в институте были открыты кафедры педагогики и психологии; общественных наук, которые возглавили кандидаты наук, доценты Г.Я. Габов и В.И. Мануйлов. С 1990 по 1998 гг. кафедры педагогики и психологии работали как отдельные структуры. В эти годы их возглавляли Я.М. Урвант, В.В. Тарасов, Л.В. Радзивиловская, Г.Я. Габов, Т.Б. Паршина.

Работа кафедр строилась с учетом развития творчества и инициативы учителей области. Преподаватели кафедр оказывали постоянную помощь школам в планировании, разработке учебно-методических материалов, вели индивидуальную работу с учителями и руководителями школ, создавали творческие лаборатории, проблемные группы.
В декабре 1988 года был создан Ученый совет института усовершенствования учителей. В его состав наряду с руководителями института вошли заведующие кафедрами и учебно-методическими кабинетами ИУУ, преподаватели ПГПУ им. В.Г. Белинского.

В конце 1970-х – 1980-е годы в институте начали работать Анна Петровна Давыдова – заведующая кабинетом биологии, Любовь Германовна Сохранова – заведующая кабинетом школ-интернатов и групп продленного дня, Анатолий Васильевич Учевадов – заведующий кабинетом физики, Нина Петровна Черношейкина и Татьяна Константиновна Рязанова – заведующая и методист кабинета начальных классов, Ольга Васильевна Медведева – заведующая кабинетом математики, Алла Валентиновна Курова – методист кабинета иностранных языков, Елена Александровна Прохорова (Никиташ) – преподаватель кафедры истории и общественных наук, Алевтина Викторовна Мищенко – заведующая учебным отделом и другие.

Пришедшие в институт в 1970-1980-е годы преподаватели и методисты – поколение профессионалов, которые, опираясь на достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта, вносили свой вклад в создание целостной системы непрерывного повышения квалификации педагогов и специалистов школ, дошкольных и внешкольных учреждений образования.

«В целях оказания помощи кабинетам и кафедрам в определении актуальной тематики выпускаемых материалов, повышения идейного и научного уровня» с января 1990 года в институте начал работать Редакционно-издательский совет (РИС), в состав которого вошли: А.К. Костина, заместитель директора по учебно-методической работе; В.И. Мануйлов, зав. кафедрой общественных наук; Г.Я. Габов, зав. кафедрой педагогики и психологии; Л.М. Пальман, зав. кабинетом русского языка и литературы в национальных школах; П.А. Корниенко, методист по редакционно-издательской деятельности.