Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
80-летию Института регионального развития Пензенской области посвящается...
80-летию Института регионального развития Пензенской области посвящается...
Образование 22.07.2019

Пензенский институт усовершенствования учителей в 70-80-е годы XX века

В 1970 году Пензенскому институту усовершенствования учителей было передано здание на ул. Попова, 40. Теперь у института появился свой отдельный корпус, в котором располагались 3 учебных аудитории, оснащенные ТСО, библиотека и читальный зал, 21 учебно-методический кабинет, общежитие на 180 мест.

Укрепившаяся в начале 1970-х гг. материальная база института позволила улучшить условия труда, систематизировать накапливаемый учебно-методический материал, эффективно проводить консультационную работу, а главное – проводить курсы в течение всего учебного года. К концу 1970-х годов в штате института было более 40 работников, а к середине 1980-х годов – 65 человек.
В январе 1969 года директором ИУУ стал Я.М. Урвант. В 1969/1970 учебном году заместителем директора ИУУ (завучем) стала Алевтина Константиновна Костина.

Яков Миронович Урвант родился в г. Пустошка Псковской области в 1930 году. Когда началась Великая Отечественная война, мальчик гостил в Краснодаре у бабушки. Воевал с 1942 года: по дороге из Краснодара Якова подобрали фронтовики, и он стал сыном полка. Имеет боевые награды, среди которых орден Отечественной войны II степени. С фронта был направлен в Ташкент, где поступил в эвакуированное Одесское музыкальное училище, готовившее военных музыкантов. По окончании училища в 1946 году был направлен на службу в отдельный образцово-показательный оркестр Министерства Вооруженных Сил СССР (г. Москва), в 1947 году переведен в образцово-показательный оркестр военно-политической академии им. В.И. Ленина. В 1948 году Я.М. Урвант был демобилизован из армии. В 1949-1953 гг. учился в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, получил диплом учителя географии (с отличием). По распределению был направлен в Оренбургскую область, работал учителем, завучем и директором средней школы, в 1958 году переехал на родину жены, в село Даниловка Лопатинского района Пензенской области. Работал директором Даниловской, затем – Лопатинской средней школы. В 1963-1969 году работал заведующим Шемышейским районо. В 1969 году был переведен на должность директора Пензенского ИУУ, который возглавлял свыше 20 лет. Яков Миронович Урвант получил звание доцента по кафедре педагогики ПГПУ им. В.Г. Белинского и до настоящего времени работает в педагогическом университете. Автор десятков научных статей, опубликованных в региональных и специализированных педагогических республиканских изданиях. Будучи директором ИУУ, Я.М. Урвант одновременно возглавлял областной научно-педагогический совет педагогического всеобуча и народных университетов, для которых разработал учебно-тематические планы. В 1977 году Яков Миронович Урвант был удостоен звания Заслуженного учителя школы РСФСР, а в 1986 году награжден медалью Н.К. Крупской.

В 1960-1980-е годы в ИУУ работали: заведующие кабинетами дошкольного воспитания В.В. Уварова, О.Г. Волкова, Н.И. Власова, Е.Ф. Купецкова; начальных классов Ф.С. Воробьева, П.А. Левкова, В.Я.Артемова, Н.П. Черношейкина; русского языка и литературы К.И. Кондрашина, Л.Л.Деева; математики Г.И. Мамыкина; физики А.Д. Голованов, А.В. Учевадов; химии Л.М. Дубровская; истории Е.С. Фрейдина, А.И. Таршис; биологии Д.Ф. Михалкина, А.П. Давыдова; географии О.Ф. Якова, А.И. Богатова, О.Ф. Тузикова; иностранных языков И.С. Орловская; трудового обучения В.Г. Суворова, А.Я. Пономаренко, В.А. Грунцевская; технических средств обучения Е.Д. Лукьянов, Ю.П. Петряев; воспитательной работы В.И. Дмитриева, П.А. Корниенко, И.Ф.Смирнова; руководящих кадров В.Д. Потемина, Г.А. Абрамова, Г.А. Устинова; учреждений интернатного типа Л.Г. Сохранова; начальной военной подготовки Н.К. Изгагин; физического воспитания А.И. Михеев, В.Ф. Москалёв; основ информатики и вычислительной техники Н.А. Дмитриева; школ рабочей молодежи В.Ф. Безрукова, А.С. Самаров; русского языка в национальных школах Л.М. Пальман; спецшкол Г.Ф. Сергеева, З.Д. Прошкина, Н.А. Каргаполова; заведующая учебным отделом А.В. Мищенко; заведующие библиотекой Т.А. Семяновская, М.Я. Котлицкая, В.Т. Хвостикова.

Надежда Ивановна Власова – родилась в 1926 году в Московской области, выпускница Московского государственного пединститута имени В.И. Ленина. Работала воспитателем и заведующей детским садом, методистом Пензенского городского дошкольного кабинета, преподавателем Кузнецкого дошкольного педучилища, преподавала в педагогических классах в средних школах г. Пензы. В институте работала заведующей кабинетом дошкольного воспитания в 1970-1986 годах. Отличник народного просвещения. За многолетний добросовестный труд и вклад в развитие системы образования отмечена многочисленными наградами. Муж Н.И. Власовой, Алексей Николаевич Власов, работал заместителем председателя Пензенского облисполкома и курировал вопросы просвещения. Во многом благодаря его помощи строившееся под общежитие здание на Западной Поляне (улица Попова, 40) было передано ИУУ.

Евгений Дмитриевич Лукьянов(1941-2009) родился в Мурманской области в семье военнослужащего. После начала войны был эвакуирован в Саратовскую область. В 1945 году семья переехала в Колышлей Пензенской области, где Е.Д. Лукьянов окончил среднюю школу. По окончании Пензенского педагогического института в 1965 году был принят заведующим кабинетом технических средств ИУУ, где работал до 2007 года.

Евгения Самуиловна Фрейдина была эвакуирована в Пензу в годы Великой Отечественной войны. Окончила Пензенский педагогический институт. В 1962-1995 гг. работала заведующей кабинетом истории Пензенского ИУУ. Приложила немало усилий к созданию краеведческих музеев и уголков боевой Славы в школах Пензенской области, к изучению истории края. Автор книги «Очерки истории Пензенского края».

Наталья Александровна Дмитриева – выпускница ПГПУ им. В.Г. Белинского. Работала учителем физики в средней школе с. Невежкино Белинского района и школах г. Харькова. С августа 1977 года перешла на работу в Пензенский областной ИУУ. Много сделала для организации и оснащения кабинета информационной и вычислительной техники (ИВТ) института, по методическому обеспечению преподавания нового курса «Основы информатики и вычислительной техники» в школах пензенской области. Отличник просвещения РФ.

Глафира Андреевна Абрамова – кандидат педагогических наук, с 1965 года возглавляла кабинет педагогики Челябинского института усовершенствования учителей. Переехав в Пензу, в декабре 1968 года поступила в Пензенский ИУУ. В должности заведующей кабинетом педагогики ИУУ работала до выхода на пенсию в декабре 1977 года, затем продолжала работу в институте в качестве заведующей кабинетом руководящих кадров. Автор статей о работе Пензенского ИУУ (в соавторстве с Я.М. Урвантом), опубликованных в журнале «Народное образование» в 1973 году, и 3 научно-методических пособий для руководителей школ.

Лариса Михайловна Федоренкова (в замужестве – Дубровская) окончила Пензенский педагогический институт в 1951 году; работала учителем химии в Кондольской и Волхонщинской средних школах Кондольского района. С мая 1958 года – методист кабинета биологии Пензенского ИУУ, с середины 1960-х годов, когда был образован учебно-методический кабинет химии – заведующей кабинетом химии. Проработала в институте около 30 лет.

Вера Ивановна Дмитриева – заведующая кабинетом воспитательной работы Пензенского ИУУ, ветеран педагического труда, проработавшая в системе образования более 50 лет. С отличием окончила Пензенский педагогический институт (по специальности история), работала учителем истории в школе села Секретарка Сердобского района. В 1958-1971 гг. работала на областной станции юных туристов (в должности методиста по краеведческой работе), затем – на областной детской экскурсионной станции. В 1971-1989 гг. – заведующая кабинетом воспитательной работы ИУУ. Занималась подготовкой и проведением краеведческих конференций, ставших в 1980-е годы традицией и проводившихся один раз в два года. Вела на областном радио педагогические чтения, рассказывающие об опыте воспитательной работы (выходили в эфир 2 раза в месяц). На базе кабинета воспитательной работы ИУУ был проведен Всероссийский семинар совета ЦИУУ. С целью изучения опыта возглавляемого В.И. Дмитриевой кабинета воспитательной работы Пензенского ИУУ в Пензу приезжали работники Волгоградского ИУУ. Знаток истории народного образования области. Собрала архивные документы, которые стали основой Музея народного образования (открыт 25 августа 2000 года), размещенного во Дворце детского и юношеского творчества г. Пензы. Награждена знаком Отличника просвещения.

Людмила Леонидовна Деева – родилась в 1937 году в Ленинграде, в годы войны семья была эвакуирована в Пензу; выпускница Пензенского педагогического института (специальность русский язык, литература и история). Работала учителем в ШРМ № 4, средней школе № 9 г. Пензы, с 1965 года работала в Пензенском ИУУ методистом, с 1970 года – заведующей кабинетом русского языка. Организовывала поездки с учителями Пензенской области по памятным местам и литературным музеям СССР. Имеет многочисленные награды.

Лия Михайловна Пальман – родилась в 1930 году; выпускница филологического факультета Ленинградского университета (диплом с отличием), работала учителем русского языка и литературы, заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе; с 1976 года возглавила кабинет русского языка по национальным школам. Автор программ и учебников по литературному краеведению («Слово о родной земле»), по которым занимаются дети Пензенской области. Отличник народного просвещения СССР.

В течение ряда лет по поручению учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР Л.Л. Деева и Л.М. Пальман участвовали в рецензировании учебников по русскому языку для 6-8 классов, публикаций для журнала «Русский язык в школе».

Василий Федорович Москалёв – заведующий кабинетом физического воспитания Пензенского ИУУ. В.Ф. Москалёв – участник Великой Отечественной войны, выпускник Артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского. Награжден медалью «За отвагу». Отличник народного просвещения, автор 11 брошюр, изданных в ИУУ, 5 статей в журнале «Физкультура в школе».

Галина Аркадьевна Устинова родилась в г. Ленинграде в 1937 году. Окончила Пензенское педагогическое училище, затем историко-филологический факультет ПГПИ им В. Г.Белинского. По направлению поехала работать в Канаевскую среднюю школу Городищенского района. Преподавала русский язык, литературу и историю в средней и вечерней школа. В 1962 году переехала в Пензу и работала в средней школе №50 старшей пионерской вожатой, учителем истории, организатором внеклассной внешкольной работы. В это время неоднократно избиралась депутатом районного совета Октябрьского района г. Пензы. С 1979 по 1995 г .Галина Аркадьевна работала в Пензенском областном ИУУ методистом и заведующей кабинетом руководящих кадров. Отличник народного просвещения РСФСР.

Сергей Иванович Иванов

Алевтина Викторовна Мищенко родилась в Пензе. Закончила историко-филологический факультет ПГПИ им. В.Г. Белинского. До перехода в Пензенский областной ИУУ преподавала русский язык и литературу в Лебедёвской восьмилетней школе Пензенского района. С 1984 года работает в институте, сначала – методистом, затем (с 1992 года) – заведующей учебным отделом, который осуществляет координацию деятельности подразделений института по организации и проведению курсов повышения квалификации работников системы образования, планированию, координации и контролю курсовых мероприятий.

Юрий Петрович Петряев – кадровый военный, выпускник Челябинского высшего автомобильного училища, Пензенского высшего артиллерийского военного училища. После выхода в отставку работал старшим инженером в НИИ «Контрольприбор». С 1987 года работает в институте. Много сделал для формирования фонда фото-, видео- и аудиоматериалов, для обучения педагогов области работе с техническими средствами обучения.

Валентина Тимофеевна Хвостикова – выпускница историко-филологического факультета ПГПИ им. В.Г. Белинского. Работает в институте с 1973 года. До перехода в библиотеку Пензенского областного ИУУ работала учителем в Н.-Катмисской средней школе. Отличник народного просвещения. Многое сделала для создания картотеки библиотечного фонда института, для формирования и хранения архива ИУУ-ИПКиПРО-ПИРО.

В 1970-е годы у ИУУ сложились система постоянного участия в проведении курсовых занятий со слушателями видных пензенских ученых, преподавателей вузов, учителей, сочетавших теоретическую подготовку с практикой работы в школе. Особенно тесная связь установилась с педагогическим институтом. На каждый учебный год учебно-методическими кабинетами ИУУ и соответствующими кафедрами ПГПУ им. В.Г. Белинского разрабатывались планы совместной работы по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, оказанию им методической помощи, изучению состояния преподавания и качества знаний школьников, изучению и обобщению передового опыта. В совместных планах, которые утверждались руководителями институтов, намечались сроки проведения курсов и семинаров, указывались фамилии преподавателей и сотрудников педагогического института, которые читали лекции и вели практические занятия наряду с заведующими кабинетами и методистами ИУУ. В планы совместной работы стали включаться разделы по организации экспериментальной работы (в 1970-е годы в него входили такие направления, как введение новой программы обучения музыке; методика работы по новому букварю и другие). Совместно с педагогическим институтом велась подготовка и проведение традиционных педагогических чтений. С 1978 года стал разрабатываться перспективный план работы Пензенского областного отдела народного образования, ИУУ и ПГПУ им. В.Г. Белинского, рассчитанный на 3 года.

К 1970-м годам лекторский состав на курсах был стабильным и высококвалифицированным. Около 53% его составляли ученые, преподаватели высших учебных заведений, 30% – работники ИУУ, 17% – работники советских и партийных учреждений, облоно, лучшие учителя области. Для повышения уровня подготовленности лекторского состава ИУУ в начале 1970-х годов проводились семинары для штатных и приглашенных лекторов, участие в которых принимали от 60 до 100 человек. Для оценки результативности проводимых мероприятий ИУУ по итогам курсов проходило анкетирование слушателей курсов.

В соответствии с запросами системы образования постоянно обновлялась тематика читаемых на курсах лекций. Лекции и практические занятия, которые проводились на курсах повышения квалификации и семинарах, знакомили педагогов с новейшими достижениями в области научного знания, с перспективными направлениями развития народного образования, помогали работникам образовательных учреждений области освоить новые методические и педагогические приемы и технологии. Только за 1973/1974 учебный год для слушателей курсов и семинаров было подготовлено 78 новых лекций.

Из воспоминаний Е.С. Фрейдиной:

«70-80-е годы называют годами застоя. А я помню другое: бум школьного строительства. Широкое экспериментаторство. Новые педагогические и методические идеи. Поиски оптимизации процесса обучения. Переход на кабинетную систему. Туристско-краеведческая работа учащихся, результатом которой явилось открытие музеев в школах области… В те же годы сложилось плодотворное сотрудничество кабинета истории ИУУ с пединститутом. Совместно были изданы учебные пособия по истории Пензенского края: «Наш край» (для 4 кл.), «История Пензенского края» (для 6-7 кл.), «Земля Пензенская» (для 9-10 кл.). К ним были опубликованы «Сборники документов», «Очерки по истории Пензенского края» и др. Я бесконечно благодарна и руководству института, и бывшему заведующему Пензенским облоно В.И. Болдину за поддержку всех инициатив кабинета. Чего стоило выделение средств на проведение выездных семинаров-экскурсий по адресам передового опыта! Группы творчески работающих учителей побывали в Новгороде, Киеве, Вильнюсе, Тарту, Минске и Ленинграде.Отчёт о работе кабинета истории был дважды заслушан в РИПКРО, а в 1965 году – на коллегии в Министерстве просвещения СССР. Приказом Минпроса работа кабинета истории была одобрена. Вспоминать об этом приятно».

В 1970-1980-е годы в ИУУ сложилась система повышения квалификации работников образовательных учреждений, объединяющая докурсовую подготовку педагогов, занятия на курсах и выполняемые слушателями послекурсовые задания. Кабинеты воспитательной работы, руководящих кадров, начального обучения, истории и обществоведения, иностранного языка вместе с вызовами педагогов на курсы направляли задания, которые слушатели должны были выполнить до начала курсов, перечень тем, по которым будут проводиться семинары по обмену опытом, и другие материалы. Послекурсовые задания предполагали работу по планированию, организации контроля, педагогическому анализу учебно-воспитательного процесса в школе. Руководителям образовательных учреждений также рекомендовалось избрать темы, над которыми будут работать коллективы возглавляемых ими учреждений. На базе этих образовательных учреждений позже нередко проводились районные и межрайонные семинары.

Велась большая работа по повышению квалификации сотрудников ИУУ, инспекторов облоно. С 1973/1974 учебного года для них начал работать постоянно действующий семинар, который проводился один раз в месяц. Этот день освобождался от командировок и учебных занятий с педагогами. В программу семинара включались вопросы теории и практики воспитания и обучения учащихся, «школоведения», диагностики обучаемости школьников, актуальные проблемы истории педагогики и другие.

Центральным направлением работы института в 1970-1980-е годы стал переход к непрерывному повышению квалификации педагогических работников. Институт перешёл на ежегодный охват курсами 4-5 тысяч учителей и других работников народного образования, то есть практически каждому педагогическому работнику была предоставлена возможность не реже 1 раза в 5 лет проходить основательную курсовую переподготовку. В начале 1970-х гг. после долгого перерыва в ИУУ стали проводиться очно-заочные курсы для руководителей (директоров и завучей) вспомогательных школ, школ рабочей и сельской молодёжи. Прошли курсовую переподготовку вновь назначенные организаторы внеклассной и внешкольной работы, начинающие директора и резерв руководителей школ. Новым явлением в практике ИУУ стало также проведение трехнедельной курсовой лагерной смены для учителей иностранного языка (на 46 человек). Заметно повысилось внимание к подготовке и переподготовке кадров для детских дошкольных учреждений. В мае 1971 состоялось областное совещание дошкольных работников, в работе которого принимали участие свыше 600 человек.

В условиях технического оснащения школ институт вел большую работу по подготовке педагогов к использованию киноаппарата и других технических средств. В 1970 году для всех сотрудников института были организованы занятия специального семинара по овладению ТСО, учебный план которого был рассчитан на 16 часов. Занятия проводили заведующие кабинетами физики А.Д. Голованов и технических средств Е.Д. Лукьянов. Семинар проводился с 11.00 до 13.00 по вторникам и пятницам (за исключением третьей недели каждого месяца). По итогам работы семинара все прошедшие обучение сотрудники института сдали зачет и смогли успешно применять новейшие технические средства обучения в работе. На курсах и семинарах в ИУУ использовались заранее снятые кинофрагменты уроков, фильмы, звукозаписи и т.д.

В середине 1980-х годов в условиях начатой в стране информатизации образования в институте был открыт учебно-методический кабинет информатики, оборудованный персональными ЭВМ ДВК-1, ДВК-2, БК-0010, КУВТ «Ямаха». К 1988 году этот кабинет стал центром работы по внедрению и использованию ЭВТ в учебно-воспитательном процессе в школах и профессионально-технических училищах области, осуществлял подготовку педагогов области к преподаванию основ информатики. Совместно с пензенскими вузами велась разработка методических рекомендаций по использованию вычислительной техники на уроках. Кабинет информатики ИУУ возглавила Наталья Александровна Дмитриева (Холькина). Уже в первые годы работы кабинета подготовку по новому предмету ежегодно проходили по 300 педагогов.

В 1970-1980-е годы в институте сложилась система курсовой подготовки, позволяющая осуществлять дифференцированный подход к повышению квалификации учителей. Наиболее распространенной формой повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования оставались месячные курсы по 156-часовой программе, через которые проходили свыше 3 тысяч слушателей в год. В 1980-е годы в ИУУ повышение квалификации работников системы образования проводилось в различных формах: постояннодействующие (без отрыва от работы), очно-заочные, заочные, целевые краткосрочные и очные курсы, продолжительностью от 2-х до 4-х недель. Занятия велись по новым учебно-тематическим планам, рекомендованным Министерством просвещения СССР. Большинство практических занятий с курсантами и участниками семинаров и совещаний проходило в базовых школах и дошкольных учреждениях.

В начале 1982 года в «Учительской газете» появилась статья Я.М. Урванта «Институт вызывает на переподготовку», рассказывающая об опыте работы Пензенского ИУУ по организации разнообразных форм переподготовки педагогов области. А спустя полгода (в июне 1982 года) Я.М. Урвант выступил с информацией о проведении курсовой подготовки Пензенским ИУУ на научно-методическом совете по проблемам повышения педагогических кадров школ при Министерстве просвещения СССР. В решении Совета «опыт Пензенского областного института усовершенствования учителей, действенно использующего форму очно-заочного обучения слушателей» получил одобрение. Совет отметил, что «очно-заочная форма позволила эффективно сочетать групповые лекционные, семинарские и практические занятия с индивидуальной самостоятельной работой курсантов... Такая очно-заочная система переподготовки в течение учебного года значительно снижает напряженность летнего курсового периода..., она позволяет слушателям выбирать для самостоятельного углублённого изучения именно те разделы программы, которые для каждого наиболее значительны. Слушателями очно-заочных курсов, как правило, являются наиболее квалифицированные учителя, плодотворно работающие над совершенствованием своего профессионального мастерства». Научно-методический совет рекомендовал всем институтам усовершенствования учителей использовать опыт пензенцев.

(продолжение следует)

На фото: 1.Я.М. Урвант – директор ИУУ в 1969-1991 гг.