Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
80-летию Института регионального развития посвящается...
80-летию Института регионального развития посвящается...
Образование 15.07.2019

Пензенский Институт усовершенствования учителей в 60-е годы XX века

В июле 1960 года в Москве проходил Всероссийский съезд учителей. В числе делегатов слета была директор Пензенского ИУУ Д.И. Лосева, получившая звание Заслуженный учитель школы РСФСР.

В октябре 1960 года в павильоне ВДНХ были представлены подготовленные ИУУ материалы о ряде образовательных учреждений Пензенской области: средней школе № 6 г. Пензы с производственным обучением, одиннадцатилетней школе № 16 г. Кузнецка, Догововершинской начальной школе Белинского района, Нижнеломоской школе-интернате, Пензенском Дворце пионеров.

В августе 1961 года после выхода Д.И. Лосевой на пенсию директором ИУУ стала В.С. Попова.

Валентина Степановна Попова родилась в 1915 году в селе Верхний Ломов Пензенской губернии. Окончила школу-семилетку, в 1933 году – педагогическое училище. Будучи студенткой последнего курса, в 1932 году обучала взрослых людей на курсах ликвидации неграмотности и малограмотности. В 1933 году поступила на вечернее отделение Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. По семейным обстоятельствам переехала в Киев, позже – в Николаев. В 1937 году окончила Николаевский педагогический институт, по распределению работала учителем в школах Тирасполя (Молдавия). В 1939 году вышла замуж. Муж Валентины Степановны занимал пост заместителя наркома просвещения Молдавской АССР, затем служил политработником. Переезжая по месту службы мужа, Валентина Степановна работала в образовательных учреждениях Брянска и Борисоглебска. В 1943 году после гибели мужа на фронте вернулась в Нижний Ломов, где работала преподавателем педучилища, учителем, затем – директором средней школы, директором педучилища, откуда по приглашению заведующего облоно В.И. Болдина перешла на должность директора ИУУ.
Из характеристики В.С. Поповой.

«С 1961 года В.С. Попова работает директором ИУУ… Умелый, энергичный, требовательный руководитель, она сумела поднять коллектив методистов на поиски более эффективных приемов работы с учителем, добиться целенаправленной, слаженной работы по повышению квалификации учителей.

За два с половиной года коллективом работников института под руководством т. Поповой В.С. была проделана большая работа с учителями области: проведено 8 научно-практических конференций с различной тематикой…, 5 областных устных журналов, несколько десятков семинаров-практикумов с различными категориями учителей, воспитателей и руководителей школ».

Д.И. Лосева и В.С. Попова умело подбирали кадры для работы в институте. В начале 1960-х годов в ИУУ работали 26 человек. Наряду с опытными педагогами и методистами заметный вклад в дело повышения квалификации работников системы образования Пензенской области внесли пришедшие в институт в этот период Галина Ивановна Мамыкина – методист по математике, Вера Михайловна Захарова - методист по начальным классам, Александр Дмитриевич Голованов – заведующий кабинетом физики, Ирина Сергеевна Веселова (Орловская) – методист кабинета иностранных языков, Валентина Федоровна Безрукова – методист кабинета школ рабочей молодежи, Галина Ивановна Кропачева – заведующая кабинетом русского языка и литературы.

Галина Ивановна Кропачева – уроженка Пензенской области, с красным дипломом окончила Пензенский педагогический институт. Работала инспектором, затем – заместителем заведующего идеологическим отделом обкома КПСС. В 1961-1964 годах работала в Пензенском ИУУ, первоначально в должности заведующей кабинетом, затем – заведующей учебным отделом. В период работы в институте стала Отличником образования.

Александр Дмитриевич Голованов начал трудовую деятельность с 1931 года. С 1936 года работал в Загоскинской семилетней школе учителем физики и математики, а с 1939 года – завучем. Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941 года в звании младшего лейтенанта направлен в штаб 2-ой истребительной дивизии. В феврале 1943 года после тяжелого ранения вернулся в Загоскинскую школу, где работал учителем, а затем – директором. С 1961 года принят в ИУУ на должность заведующего кабинетом физики.

Ирина Сергеевна Орловская – заведующая кабинетом иностранных языков ИУУ, ныне – старший методист кафедры филологического образования ГБОУ ДПО ПИРО, проработала в институте свыше 40 лет. Содействовала установлению в 1990- годы сотрудничества Пензенского ИПКиПРО с институтом им. Гёте Культурного немецкого центра (Германия, Мюнхен), в рамках которого ведущие специалисты Немецкого культурного центра им. Гёте проводили многочисленные семинары для преподавателей немецкого языка школ Пензенской области, ряд пензенских педагогов прошли стажировку в Германии. Автор учебно-методических пособий и материалов по иностранным языкам, разработанных для школ Пензенской области. Заслуженный учитель Российской Федерации. Имеет правительственные награды.

В первой половине 1960-х годов в институте стало традицией вызывать лучших учителей школ Пензенской области для проведения занятий на курсах повышения квалификации педагогов. Среди принимавших активное участие в курсах учителей были О.И. Морозова и Р.И. Кожарина из Кузнецка, В.М. Комаров из Белинского района, А.И. Макарова из Нечаевки, А.И. Худобин из Сердобска, А.В. Аляева из Пачелмы и другие. Оплата их работы производилась за счет специально выделяемых институту средств и включала оплату лекционных часов и суточных расходов, а также расходы на проживание в Пензе. За выступавшими на курсах педагогами также сохранялась зарплата по месту работы. Опыту работы пензенских педагогов была посвящена специальная ежемесячная рубрика в газете «Пензенская правда», которую готовили работники облоно и ИУУ. Все это способствовало повышению роли института в организации массового внедрения лучшего педагогического опыта, вовлечению учителей в работу по повышению уровня учебно-педагогического процесса. В 1962 году опыт более 300 лучших учителей области получил распространение через систему мероприятий института усовершенствования учителей.

В ноябре 1963 года Пензенский ИУУ отметил свой 25-летний юбилей. К этому времени в штате института было уже 30 работников, работали 13 учебно-методических кабинетов. К концу 1960-х годов число работающих в институте усовершенствования учителей учебно-методических кабинетов возросло до 16: кабинеты педагогики, воспитательной работы, начального обучения, русского языка и литературы, математики, физики, химии, истории, географии, биологии, иностранных языков, школ рабочей молодежи, технических средств обучения, трудового воспитания, дошкольного воспитания, физкультуры. В штате института состояло 37 сотрудников.

В 1959-1969 гг. в институте работали:

завучи – Александра Степановна Горошкина, Галина Ивановна Кропачева, Лидия Алексеевна Туманова, Николай Фёдорович Маркелов, Алевтина Константиновна Костина;
в кабинете воспитательной работы – Тамара Фёдоровна Исаева, Алевтина Константиновна Костина, Галина Николаевна Шапошникова, Инна Константиновна Белякова, Ольга Константиновна Сокмонова, Нина Яковлевна Посадская, Валентина Андреевна Денисова;
в кабинете педагогики – Вера Ивановна Носкова, Лидия Алексеевна Туманова, Валентина Дмитриевна Потёмина, Глафира Андреевна Абрамова;
в кабинете начального обучения – Антонина Павловна Чиркова, Вера Михайловна Захарова, Пелагея Афанасьевна Левкова, Фаина Степановна Воробьёва;
в кабинете русского языка и литературы – Ольга Ивановна Покровская, Анна Никитична Аристова, Софья Александровна Чичаева, Галина Ивановна Кропачева, Валентина Дмитриевна Потемина, Клавдия Ивановна Кондрашина, Алевтина Константиновна Костина, Людмила Леонидовна Деева;
в кабинете математики – Федор Иванович Папшев, Галина Ивановна Мамыкина;
в кабинете физики – Александр Павлович Бондовский, Александр Дмитриевич Голованов;
в кабинете химии – Лариса Михайловна Дубровская;
в кабинете истории – Петр Герасимович Кулагин, Евгения Самуиловна Фрейдина;
в кабинете географии – Нина Васильевна Ненашева, Ольга Федоровна Тузикова;
в кабинете биологии – Диана Флоровна Михалкина, Анастасия Ивановна Богатова;
в кабинете иностранных языков – Ирина Александровна Веселова, Галина Александровна Кувацкая, Ирина Сергеевна Орловская, Клавдия Ивановна Котлярова;
в кабинете дошкольного воспитания – Клавдия Александровна Метропольская, Варвара Васильевна Уварова, Ольга Григорьевна Волкова, Надежда Ивановна Власова;
в кабинете физической культуры – Алексей Иосифович Михеев;
в кабинете трудового воспитания ¬– Валентина Григорьевна Козина;
в кабинете школ рабочей молодежи – Валентина Федоровна Безрукова;
в кабинете технических средств – Евгений Дмитриевич Лукьянов.

Расширялась издательская деятельность института. В связи с этим в ИУУ был создан единый редакционный совет, в состав которого входили: Г.И. Кропачева (председатель совета), К.И. Кондрашина, Л.А. Туманова, А.Д. Голованов. Во второй половине 1960-х годов продолжалась публикация материалов из опыта лучших мастеров педагогического труда, в том числе работы Л.М. Пальман «Использование связного текста на уроках русского языка», Е.М. Будаковой «Практические работы по математике», А.П. Крылова «Музыка на уроках литературы».

Основной формой курсовой подготовки в 1960-е годы стали очно-заочные курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки. В течение учебного года обучение по такой форме проходили более 800 учителей. Перед курсантами выступали специалисты ИУУ, преподаватели пединститута, лучшие педагоги области. Слушателям выдавались программы курсовой подготовки, включая самостоятельную работу, списки литературы, тематика рефератов. Первоначально курсы были двухгодичными, а с середины 1970-х годов – одногодичными. Главная особенность очно-заочных курсов состояла в сочетании очной учёбы в период сессии (установочной – 10 дней в начале учебного года и зачетной – 5-6 дней в конце учебного года) с самостоятельной работой слушателей в межсессионный период. Лучшие рефераты были рекомендованы для участия в районных конференциях. В 1965/1966 учебном году очно-заочные курсы были организованы для учителей биологии, химии, математики, а в 1966/1967 учебном году – для директоров школ – историков по специальности.

В условиях нехватки учителей с высшим образованием в сельских школах осуществлялась работа по подготовке учителей русского языка и математики из числа учителей начальных классов. Для этого были разработаны специальные программы месячных курсов повышения квалификации, а также серии семинаров, консультаций для учителей-предметников, проводившихся в дни школьных каникул.

Особое место в работе ИУУ в это время занимает создание опорных школ. Через них осуществлялась главным образом методическая работа. Итоги работы опорных школ впервые были подведены на научно-практической конференции «Опорная школа - центр методической работы», которая прошла в 1964/1965 учебном году. На базе лучших школ городов Пензы, Кузнецка, Сердобска, опорных сельских школ (Мокшанской, Наумкинской Шемышейского района, Голицинской Нижнеломовского района, Лунинской) проводились областные семинары для различных категорий работников учреждений образования.

Из воспоминаний Г.И. Кропачевой:
«В институте, благодаря стараниям директора ИУУ Поповой В.С., была создана хорошая, доброжелательная атмосфера. Царил дух дружбы, взаимоуважения.Методистом в кабинете русского языка и литературы работала Кондрашина Клавдия Ивановна. … Мы работали с ней на одной эмоциональной волне, понимали друг друга, …вместе…писали о лучших учителях в нашу газету «Пензенская правда».
Самой интересной и дорогой для меня была работа с творческим активом учителей-словесников. Именно на них мы опирались в своей деятельности по повышению квалификации учителей … области… Александр Петрович Крылов, учитель литературы старших классов Лунинской средней школы. Блестяще образованный …, нестандартно мыслящий, преданный литературе, школе человек. Он организовал в школе Университет литературы и культуры. Что это были за занятия!!! Дух захватывает, вспоминая, как мы слушали… в темном школьном зале, при свечах, 6-ю симфонию Чайковского.
Лидия Васильевна Безрукавшкова, учительница литературы Мокшанской средней школы. Грамотная, интеллигентная …, она вела поэтический кружок, создала на базе кабинета литературы музей, где была превосходная библиотека сборников стихов советских поэтов с их автографами… В этом музее появились и первые экспонаты будущего музея А.В. Малышкина.
Зоя Дмитриевна Ершова, Александра Николаевна Храмцова, Раиса Валентиновна Гранина, Александр Фёдорович Старцев, Любовь Владимировна Меркович. Это лишь некоторые фамилии учителей-энтузиастов. Они – постоянные лекторы на курсах словесников, … участники семинаров, конференций. Это они делали праздником, на первый взгляд, обычную методическую работу с учителями. Без них невозможно говорить об истории института, его жизни».

В 1960-е годы в институте начинают создаваться очерки о мастерах педагогического труда: З.Д. Ершовой, О.К. Богоявленской, М.П. Лапшиной, Т.П. Сапуновой, В.И. Чубарове, К.Ф. Головановой, А.М. Долгоруковой, Н.С. Горшениной и других. Через систему мероприятий, организованных ИУУ, шло ознакомление учреждений образования Пензенской области с новаторскими разработками педагогов.

С 1964/1965 учебного года в систему курсовых занятий и семинаров в институте было введено ознакомление учителей с техническими средствами обучения, их устройством. В ИУУ был оборудован передовой по тому времени класс программированного обучения. Сотрудники кабинета технических средств обучения ИУУ А.Д. Голованов и Е.Д. Лукьянов разработали рекомендации по созданию классов программированного обучения силами самих учителей. Кабинет технических средств обучения был оснащен современной учебной техникой: к 1968/1969 учебному году в нем были кодоскоп, 3 магнитофона «Яуза-5» и магнитофон «Тембр», электропроигрыватель «Концертный», универсальный проектор, фотоаппараты «Этюд». Все это позволяло строить учебный процесс со слушателями курсов таким образом, чтобы педагоги получали навыки практической работы с ТСО: фильмоскопом, проекционным фонарем, эпидиаскопом. Были проведены специальные курсы для учителей по использованию кинодемонстрационной аппаратуры, рассчитанные на 40 учебных часов. В первый же год реализации данной программы курсовой подготовки 15 учителей сдали экзамены и получили документ, позволяющий работать кинодемонстраторами.

К концу 1960-х годов слушатели практически всех курсов (1,6 тысяч человек) прошли обучение по методике применения на занятиях технических средств, 93 учителя физики и математики получили права кинодемонстраторов. В 1971-1975 гг. через областные и районные семинары по 42-часовой программе были подготовлены 8,6 тысяч учителей-кинодемонстраторов; обучение по этой же программе прошли все руководители школ, обучавшиеся на 2-месячных курсах в ИУУ. К 1969 году в институте был создан фонд учебных фильмов, обобщающих опыт работы лучших школ области. Наиболее интересными из них были фильмы об опыте работы по атеистическому воспитанию школы № 10 г. Кузнецка и о работе по активизации познавательной деятельности в школе № 53 г. Пензы. Эти фильмы демонстрировались на всех курсах, которые проходили в институте, показывались по областному телевидению.

В эти годы немало было сделано по подготовке и переподготовке учителей для нерусских школ. Семинары и практикумы проводились на базе лучших школ области (Среднеелюзанской Городищенского района, Наумкинской Шемышейского района и других).

С 1963 года облоно и институт усовершенствования учителей уделяли особое внимание организации работы по подготовке к школе детей, не посещающих детсады. В 1964/1965 учебном году уже 17 тысяч детей области посещали подготовительные группы. Кабинет дошкольной работы ИУУ разработал примерную программу занятий с этими детьми. Позже опыт работы с шестилетками был обобщен в сборнике «Общественные начала в народном образовании Пензенской области». В этот период времени в дошкольном кабинете ИУУ работала О.Г. Волкова, на общественных началах возглавившая работу педагогов с детьми-шестилетками. Она помогала в решении вопросов об открытии детсадов, находила способы привлечения ответственных лиц к оказанию дошкольным учреждениям материальной помощи.

Ольга Григорьевна Волкова (1917-1986) – уроженка Пензенской губернии. Окончила Куйбышевский педагогический институт. Трудовую деятельность начала в 1941 году в должности заведующей детским садом в г. Ижевске. С 1943 года работала методистом, затем – зав. дошкольным сектором в Пензенском областном дошкольном методическом кабинете. В 1962-1974 гг. – заведующая кабинетом дошкольного воспитания Пензенского областного ИУУ. После выхода на пенсию работала в Пензенском облсовпрофе. О.Г. Волкова была отмечена медалью «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне», значком «Отличник народного просвещения». В облоно и в ИУУ О.Г. Волкова проработала более 30 лет.

В середине 1960-х годов в институт были приняты Евгений Дмитриевич Лукьянов (на должность методиста по техническим средствам обучения) и Алевтина Константиновна Костина (на должность заведующей кабинетом воспитательной работы). В августе 1966 года на должность директора ИУУ была назначена Галина Алексеевна Филиппова, работавшая до этого в аппарате облоно. В институте Г.А. Филиппова работала всего год, но именно в это время ИУУ плодотворно работал по подготовке и проведению областной научно-практической конференции «Организация внеурочного времени». Материалы, ставшие основой доклада заместителя заведующего облоно Татьяны Ивановны Поплевиной, были получены в ходе многочисленных выездов сотрудников института в города и районы области. Затронутые в докладе проблемы вызвали большой общественный резонанс. Не случайно, доклад Т.И. Поплевиной и материалы о работе конференции были опубликованы на страницах «Учительской газеты». «Учителя и воспитатели не знают подвижных игр и «пасут» детей в группах продленного дня и в летних лагерях, – констатировала Т.И. Поплевина. – 500 школьных мастерских во внеурочное время закрыты». Не случайно, после проведения конференции в области повсеместно стали возникать подростковые клубы выходного дня, была перестроена работа школ с детьми во внеурочное время.

22 декабря 1967 года директором ИУУ стала Л.А. Туманова.

Лидия Алексеевна Туманова родилась в 1928 году в с. Всеволод-Сергеевка Кучкинского (ныне – Каменского) района Пензенского округа Средневолжского края. В 1948 году окончила ШРМ № 1 г. Пензы и поступила в Пензенский учительский институт. Высшее педагогическое образование по специальности «учитель русского языка и литературы 5-10 классов» получила в Пензенском педагогическом институте им. В.Г. Белинского заочно. Работала учителем русского языка и литературы, заместителем директора Кучкинской средней школы; до ликвидации Кучкинского района была заведующей районо, затем – инспектором школ в Пензенском облоно. В ИУУ прошла путь от заведующей кабинетом педагогики (1963 год) до директора. Л.А. Туманову характеризовали как добросовестного и эрудированного специалиста.

В 1966-1967 году советская школа переходила на новые планы и программы, менялся подход к осуществлению подготовки и переподготовки учительства. В институте был составлен перспективный план, рассчитанный на 5 лет. Он строился на основе именных вызовов на курсы, семинары, практикумы педагогов с учетом их образования и опыта работы. Для этого во всех учебно-методических кабинетах была обновлена картотека персонального учета повышения квалификации учителей.

В эти годы в практику работы института вошли курсы-экскурсии. Только в июле 1967 года учителя математики во главе с Г.И. Мамыкиной ездили в Волгоград, учителя химики с Л.М. Федоренковой – в Куйбышев, а словесники с К.И. Кондрашиной – в Пятигорск.

Со второй половины 1960-х годов в области стали проводиться предметные олимпиады для учащихся, в организации и проведении которых непосредственное участие принимал институт усовершенствования учителей. Пензенские школьники – победители областных олимпиад – направлялись на республиканские и всесоюзные олимпиады. Их сопровождали методисты и заведующие учебно-методическими кабинетами ИУУ. Так, в апреле 1969 года на всероссийские физико-математические олимпиады выезжали заведующая кабинетом математики Г.И. Мамыкина (в Киев), заведующий кабинетом физики А.Д. Голованов (в Алма-Ату), заведующая кабинетом химии Л.М. Федоренкова (в Ростов-на-Дону).

В Пензе продолжал работать созданный ранее университет народного учителя, в котором было 10 факультетов. Начиная с 1966 года, каждое лето стали проводиться курсы для начинающих руководителей школ (директоров и завучей).

Эти годы были довольно сложным для института периодом. До начала 1970-х гг. Пензенский областной институт усовершенствования учителей не располагал достаточной материальной базой. 16 учебно-методических кабинетов размещались в четырех небольших комнатах в здании облоно. Оснащение было скудным: письменный стол, книжный шкаф или несколько полок в шкафу.

Из воспоминаний Г.И. Кропачевой:
«В каждой из комнат … размещалось несколько «кабинетов», к примеру, в одной комнате размещались кабинеты русского языка и литературы, вечернего образования, начальных классов, всего – 5 человек. Безусловно, такая «компактность» затрудняла наше общение с учителями, находившимися на консультации. Однако, несмотря на очень «скупые» материальные условия: теснота, слабая техническая оснащенность, недостаточное учебно-методическое оборудование, коллектив института работал слаженно, ответственно и с душой, с любовью к делу, к школе, к учителю».

У института имелся только один зал, в котором могла заниматься группа слушателей в 25-30 человек. Поэтому все курсы могли проводиться только в дни школьных каникул – преимущественно летом. Помещения для проведения занятий арендовали в близлежащих школах. В школах же на раскладушках жили курсанты. В то же время, несмотря на тесноту, институт располагал хорошей библиотекой, содержавшей и справочную, и методическую, и учебную литературу. Во многом институт был обязан этим тогдашнему библиотекарю Т.А. Семяновской.

Татьяна Алексеевна Семяновская – учитель-биолог по образованию, работала заведующей библиотекой Пензенского областного ИУУ. Немало сделала для укрепления материальной базы библиотеки, ведения картотеки, создания подборок учебно-методических публикаций. Интересовалась искусством, собрала много книг, альбомов по живописи. В период работы в институте Т.А. Семяновской библиотека была любимым местом общения для всех сотрудников ИУУ, центром интересных бесед, обсуждений.
В 1968 году институт усовершенствования учителей получил свое первое общежитие для слушателей на 120 мест на ул. Московской (бывшая восьмилетняя школа № 27) и здание в поселке Монтажный, где были оборудованы образцовые учебные кабинеты. В 1969 году в учебном здании на Монтажном прошли очередные областные педчтения.


На фото:

1. В.С. Попова – директор Пензенского ИУУ в 1961-1966 гг.
2. Сотрудники института А.И. Михеев, Л.М. Дубровская, В.Г. Козина, Г.И. Мамыкина
3. Сотрудник кабинета педагогики ИУУ В.И. Носкова
4. Заведующая кабинетом русского языка и литературы, учебным отделом, позже – завуч ИУУ Г.И. Кропачёва
5. Е.Д. Лукьянов – сотрудник кабинета технических средств обучения в 1960-е гг., позже – заведующий кабинетом физики
6. Л.А. Туманова – директор ИУУ в 1967-1968 гг.
7. О.Г. Волкова – заведующая кабинетом дошкольного воспитания ИУУ в 1960-1970-е гг.