Институт регионального развития Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
80-летию Института регионального развития посвящается...
80-летию Института регионального развития посвящается...
Образование 08.07.2019

Пензенский Институт усовершенствования учителей в 50-е годы XX века

В 1950/1951 учебном году штат института был увеличен до 18 человек (были введены новые ставки: заведующих кабинетами педагогики, детдомов и внеклассной работы). На работу в ИУУ принимали опытных учителей, руководителей школ, которые знали потребности педагогов, стремились познакомить их с лучшим опытом профессиональной деятельности. Главными критериями подбора институтских кадров были беззаветная преданность делу народного образования, готовность работать на благо школы, учителя.

Заместителем директора ИУУ стала В.Ф. Соловьева.

Валентина Федоровна Соловьева - первая женщина, занимавшая пост заместителя директора Пензенского ИУУ. После перехода С.И. Малышева в политехнический институт В.Ф. Соловьева некоторое время исполняла обязанности директора института. В марте 1956 года В.Ф. Соловьева ушла из института и работала завучем в средней школе № 13 г. Пензы.

Заведующими кабинетами работали: О.И. Покровская (кабинет русского языка и литературы), Е.А. Рассказова (кабинет начальной школы), А.А. Плоткина (кабинет педагогики), Л.В. Металлова (кабинет истории и географии), Н.Н. Вербицкая (кабинет химии и биологии), А.В. Герасимчук (кабинет физики и математики), Б.К. Пастухов (кабинет детских домов), В.В. Уварова (кабинет по дошкольному воспитанию), Н.И. Маринина (кабинет внеклассной и воспитательной работы), Б.А. Дубасовский (кабинет иностранных языков), А.И. Михеев (методист по физическому воспитанию).

Алексей Иосифович Михеев – ветеран педагогического труда, фронтовик. Родился в 1912 году. В 1934 году был призван в армию, прошел войну. После демобилизации в 1945 году работал в педучилище, в 1948-1978 гг. был заведующим кабинетом (методистом) начальной военной подготовки и физического воспитания Пензенского ИУУ. С его приходом в ИУУ связаны успехи пензенских школьников на республиканских соревнованиях. Много сделал для поддержки и развития физической культуры и спорта в Пензенской области, вел серьезную работу с учителями физической культуры. С апреля 1950 года во всех школах и районах области стал проводиться летний праздник, на котором учащиеся соревновались по бегу, гимнастике, плавании. Подготовительную работу с учителями области по организации и проведению этих соревнований осуществлял А.И. Михеев.

В ноябре 1950 года вышел приказ № 257-о заведующего Пензенским облоно М.А. Николаева «О положении в областном ИУУ», в котором институту предписывалось усилить работу «по оказанию практической помощи учителям, … по изучению опыта лучших учителей и школ». Особое внимание следовало уделять преподаванию русского и родных языков «на основе работ тов. И.В. Сталина», биологии – «на основе Павловской сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР», географии – «на основе постановлений Правительства о великих стройках коммунизма». Было увеличено число выездов сотрудников института совместно с инспекторами школьного сектора облоно – работники института стали ежемесячно на 10-12 дней выезжать в районы для оказания методической помощи и изучения опыта работы лучших школ, руководителей и учителей.

При каждом учебно-методическом кабинете ИУУ создавался постоянный актив из числа лучших учителей школ области и научных работников педагогического института. «Дойти до каждого учителя!» – таков был девиз сотрудников института в тот непростой для школы период, когда не хватало учебников и методических пособий. Учителя, опыт которых признавался достойным распространения, участвовали в проведении курсов повышения квалификации, областных и районных семинаров, научно-практических конференций. Технология работы в школах ориентировалась на основополагающую установку: учитель должен чувствовать, что методист – его друг, советник, помощник и не бояться проводить урок в его присутствии.

В начале 1950-х годов на областной сельскохозяйственной выставке, размещавшейся на территории детского городка «Спутник», был создан павильон народного образования, материалы для которого готовил институт усовершенствования учителей.

В 1950/1951 учебном году в области прошли первые ежегодные областные педагогические чтения, подготовленные облоно и ИУУ. Институт заранее разрабатывал Положение о педчтениях, предлагал их тематику.

Педчтения проводились на двух уровнях: сначала на уровне района (города), затем – на уровне области. На них рассматривались различные научно-теоретические, учебно-практические и методические вопросы. Цель педчтений состояла в обобщении и распространении опыта научной и практической деятельности лучших педагогов области; в предоставлении каждому работнику системы образования возможности поделиться своим опытом, представить методические и практические наработки, познакомить других с результатами научных исследований. На педчтениях проходили пленарное и секционные заседания. Секции определялись в соответствии с категориями работников системы образования: учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы, учителей физики и математики, учителей биологии, учителей истории, Конституции СССР и географии, работников дошкольных учреждений.

На первые областные педчтения были представлены свыше 600 докладов, которые рецензировали сотрудники ИУУ. В подготовке ко вторым педчтениям приняли участие уже 800 учителей. На пленарное заседание, которое проходило в областном драматическом театре 8 января 1952 года, были вынесены 3 доклада, на секциях, которые работали 9-10 января, были заслушаны по 5-9 докладов педагогов.

С 1953 года областные педагогические чтения стали проводиться в преддверии нового учебного года, в августе. К ним готовились и издавались не только сборники выступлений, но и методические материалы, отдельные доклады мастеров педагогического труда, направлявшиеся во все районы области (в августе 1953 года был опубликован доклад А.В. Ступкиной «Идейно-политическое воспитание учащихся на уроках по развитию речи в 5-7 классах», подготовлены брошюры «В помощь учителю биологии», «За честь школы (из опыта внеклассной работы)»). В 1954/1955 учебном году в Москву для участия в республиканских педчтениях были направлены 5 пензенских педагогов, в 1956/1957 учебном году – 2 учителя (Князева из школы № 3 г. Пензы и Смирнова из семилетней школы № 27 г. Пензы). Отбор докладов и рекомендации для участия в республиканских педчтениях осуществлялся сотрудниками ИУУ. Огромную роль в организации участия пензенских педагогов в республиканских педчтениях сыграла О.И. Покровская.

Ольга Ивановна Покровская родилась в Пензе в 1891 году. Окончила 1-ую женскую гимназию, Петроградский женский институт. Работала в Пензе в 5-м женском начальном училище, затем – в опытной школе (станции), в школе № 10. В 1940-1950-е годы работала в кабинете русского языка и литературы Пензенского ИУУ. О.И. Покровская внесла заметный вклад в развитие системы образования края: оказывала помощь педагогам области в подборе текстов для диктантов, разработке уроков; учила правильно проводить анализ литературных произведений; готовила и рецензировала рефераты; выпускала брошюры по частным вопросам методики, а также рецензировала почти все брошюры, выпускаемые институтом в конце 1940-х – начале 1950-х годов, независимо от предметного профиля.

В начале 1953 года руководителем институтом стала Д.И. Лосева.

Дарья Илларионовна Лосева – родилась в 1909 году в Мокшанском районе. В 1926 году окончила школу № 1 имени В.Г. Белинского г. Пензы и начала педагогическую деятельность в селе Краснополье Телегинского района Пензенской области, в 1928 году была назначена заведующей начальной школой в селе Берёзовка Мокшанского района. В 1933 году окончила Куйбышевский пединститут по специальности учитель с правом преподавания педагогики и психологии. По распределению была направлена в Саранск, где исполняла обязанности инспектора-методиста в облоно и одновременно преподавала в педучилище. В 1936 году переехала в Пензу и работала преподавателем педучилища, заведующей детским садом, а после образования Пензенской области – заведующей дошкольным сектором и сектором кадров Пензенского облоно. В годы войны находилась на партийной работе, в 1950-1951 гг. была первым секретарем Южного райкома ВКП(б) города Пензы. В 1952-1961 гг. возглавляла Пензенский институт усовершенствования учителей. Удостоена множества наград. Отличительными чертами Д.И. Лосевой как руководителя были интеллигентность, тактичность, профессионализм. Ей, как директору ИУУ, приходилось решать не только организационные, учебные, финансовые, но и чисто бытовые проблемы, т.к. в то время курсантов, приезжавших в Пензу для прохождения курсов, расселяли по школам, где не было утюгов, гладильных досок, веревок для просушивания белья, и директору института приходилось налаживать быт слушателей.

В 1950-60-е годы закладывались основы методического поиска и творчества пензенского учительства. Главной проблемой, стоявшей перед институтом усовершенствования учителей в 1950-е годы, была проблема кадрового обеспечения системы народного образования области, в условиях, когда большинство учителей имели в лучшем случае среднее педагогическое образование, а многие учителя не получили даже полного среднего образования.

Пензенскому ИУУ пришлось не только вести работу по повышению квалификации педагогов, но и организовывать профессиональную подготовку и переподготовку учителей, оказывать методическую помощь молодым специалистам, обобщать и распространять передовой опыт.

Основная работа по подготовке работников учреждений образования к новому учебному году велась во время летних школьных каникул. Только за летний период 1952 года для различных категорий работников образовательных учреждений институт провел 12 семинаров продолжительностью 1-2 недели, участие в которых приняли свыше 1350 специалистов. С лета 1958 года на курсах повышения квалификации кроме теоретических занятий были организованы открытые уроки (по 12 уроков в каждой группе), на которых в роли учеников выступали сами слушатели курсов. Наиболее удачные уроки конспектировались учителями и затем использовались в работе.

В первой половине 1950-х годов в институте усовершенствования учителей заметно увеличилось число семинаров по вопросам политехнического обучения в школах. Это было связано с возрастанием потребности в квалифицированных кадрах на производстве и в сельском хозяйстве. При сельских школах создавались учебно-опытные участки, выделяемые колхозами и совхозами, в городских – различные мастерские. В области создавались токарные, слесарные мастерские. Всего их было более 300, ширилась сеть специализированных кабинетов. В сельской местности на выделенных колхозами и совхозами землях трудились 200 ученических бригад и 800 звеньев из учащихся, принимавших участие в посеве, уходе за растениями и уборке урожая. Для городских старшеклассников были организованы комсомольско-молодежные лагеря, где более 5,3 тысяч учащихся отдыхали и приучались к труду.

ИУУ проводил работу, направленную на повышение квалификации руководителей школ в условиях «политехнизации», сотрудники института изучали опыт преподавания отдельных дисциплин в связи с задачами политехнического обучения. Прошли семинары-практикумы для учителей ручного труда, учителей начальных классов, учителей биологии, учителей физики, директоров средних и семилетних школ по политехническому циклу. Все занятия сопровождались посещением открытых уроков лучших учителей, тематическими и комплексными экскурсиями. Всего в год по этим проблемам обучение проходили свыше 1 тысячи человек.

Изучению опыта работы школ по политехническому обучению было посвящено большинство выездов работников института в районы области. Материалы по связям школ области с промышленным и сельскохозяйственным производством были представлены на областной педагогической выставке в 1953/1954 учебном году. Вопросам политехнического обучения была посвящена также научно-практическая конференция, подготовленная облоно и ИУУ, которая прошла в августе 1955 года.

В декабре 1958 года заведующий облоно М.А. Николаев и директор ИУУ Д.И.Лосева, отчитываясь на коллегии Министерства Просвещения РСФСР, сообщили, что «семинары-практикумы прошли для учителей математики, физики, труда, основ животноводства, по изучению трактора, на этих семинарах побывало 1289 учителей. Семинары-практикумы проводились на базе лучших школ области: семинары физиков в 1, 4, 5, 6 школах г. Пензы, учителей химии в 1 школе г. Кузнецка, изучение трактора – в Лунинской средней школе. К проведению семинаров привлекались лучшие учителя». Среди них: учитель Сердобской школы № 1 Александр Иванович Худобин, автор-составитель задачников, по которым учились учащиеся школ Пензенской области, Камчатки, Карелии, Одессы и Ленинграда; руководитель практики педагогов; учитель химии Большевьясской средней школы Алексей Иванович Ягодин и другие.

Огромное внимание в 1950-е годы стало уделяться методической работе и работе педкабинетов в городах и районах области. В 1954 году сотрудники института участвовали в подготовке и проведении областного слета юных натуралистов, научно-практической конференции учителей однокомплектных школ (500 участников).

Командировки сотрудников института в школы области с целью «глубокого изучения опыта» стали более частыми и продолжительными. Только директор института Д.И. Лосева в 1957 году провела в командировках– 90 дней, в 1958 году – 76 дней, в 1959 году – 81 день.

Большую работу проводил институт по подготовке к проведению VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в 1957 году в Москве. Работали двухгодичные курсы подготовки учителей иностранного языка. В 1956 году под руководством заведующей кабинетом иностранных языков А.М. Шиллеровой в Пензе для учителей иностранных языков были организованы 5 кружков разговорной речи по английскому, немецкому и французскому языкам. В связи с подготовкой к Всемирному фестивалю молодежи и студентов учителя – участники кружков развернули активную внеклассную работу. В 1956 году в новом здании Дома учителя, открытом после капитального ремонта, состоялись два концерта на английском и немецком языках, был проведен фестиваль, в котором участвовали 75 учителей иностранного языка из школ области. Кружки разговорной речи учителей иностранных языков работали и в последующие годы, занятия проходили 1 раз в неделю. В Пензе были открыты две школы передового опыта (по английскому языку – в школе № 44, по немецкому – в школе № 13).

В 1950-е годы расширилась издательская деятельность ИУУ, особенно широко были представлены материалы, отражающие опыт работы лучших педагогов области. Только в 1956 году под руководством заведующей кабинетом русского языка и литературы О.И. Покровской были выпущены 2 брошюры из опыта работы учителей-словесников: «Обучение сочинениям в 8-9 классах» П.И. Беляева (школа № 10 г. Пензы) и «Опрос как средство повышения грамотности» М.Ф. Чижовой (школа № 2 г. Пензы). В 1957/1958 учебном году были изданы 9 брошюр, в том числе: «В помощь учителю биологии», «В помощь учителю географии», «Родительский комитет в школе» и другие.

Наиболее интересные и значимые материалы, подготовленные пензенскими педагогами под руководством сотрудников ИУУ, отбирались и направлялись в Москву в центральные издательства. В конце 1950-х годов огромным тиражом во всесоюзном издательстве «Учпедгиз» вышла книга «Учителя начальной школы о своей работе», в которую вошли статьи учителей А.И. Рыхальской (г. Пенза), А.П. Овчинниковой (с. Колышлей), С.Т. Перепелкиной (с. Липовка Белинского района), а также заведующей кабинетом начальной школы ИУУ Е.А. Рассказовой.

Благодаря публикациям серии статей Е.А. Рассказовой в журнале «Начальная школа» во второй половине 1950-х годов об опыте работы учителей начальных классов из Пензенской области узнали в других регионах страны.

Елена Александровна Рассказова (в девичестве Трясогузова) – родилась в 1897 году; окончила 4 класса епархиального училища, занималась репетиторством. В 1915-1932 гг. работала учителем в селе Грязнуха Чембарского (Белинского) уезда, завучем Сердобского детского дома и Сердобской школы № 1. По возвращении в Пензу в 1932 году была воспитателем в детдоме-изоляторе, завучем Пензенского детдома № 1. С 1949 года до выхода на пенсию в 1958 году работала заведующей кабинетом начальных классов ИУУ.

В 1956 году заместителем директора ИУУ была назначена Александра Степановна Горошкина, работавшая до этого директором Белинской средней школы и зарекомендовавшая себя как опытный и знающий педагог.

Во второй половине 1950-х гг. в институте были введены две ставки методистов (в кабинеты математики-физики и химии-биологии). Заведующей кабинетом русского языка и литературы была назначена Анна Никитична Аристова, заведующей кабинетом начальных классов – Антонина Павловна Чиркова, кабинет педагогики возглавила Александра Александровна Яшанина, в кабинет математики был назначен Федор Андреевич Папшев, методистом по дополнительному воспитанию стала бывший инспектор Сердобского районо Клара Сергеевна Жукова, а методистом кабинета географии – Нина Васильевна Ненашева, работавшая до этого учителем географии в школе № 23 г. Пензы. Методистом, затем - заведующей кабинета биологии и химии стала Диана Флоровна Михалкина, прекрасный педагог, большое внимание уделявший организации натуралистической работы, работе с творческими педагогами. В январе 1958 года кабинет физики был преобразован в кабинет физики и основ производства, на работу в этот кабинет принят Александр Павлович Бондовский.

Диана Флоровна Михалкина проработала в институте свыше 20 лет – с середины 1950-х до 1976 г. Диана Флоровна известна пензенским учителям как превосходный методист, лектор и организатор. Ее профессиональная деятельность была ориентирована не только на совершенствование знаний и повышение квалификации учителей биологии, но и на становление и развитие опытнической работы на учебно-опытных участках, юннатского движения, проведение массовых кампаний «День леса», «День птиц», «Неделя сада» и других. Во многом благодаря ее усилиям успехи юннатского движения в Пензенской области многократно отмечались медалями и дипломами ВДНХ. Д.Ф. Михалкина стояла у истоков фенологического движения в регионе. Она обеспечила участие около 100 пензенских педагогов в работе республиканских семинаров-совещаний, проводившихся в 1960-е годы в Ленинграде и Уфе. А в августе 1970 года в рамках регионального совещания по школьной фенологии с опытом работы пензенских фенологов познакомились представители Академии наук СССР и педагоги из 20 областей европейской части РСФСР, проходившем в Пензе.

Нина Васильевна Ненашева работала методистом учебно-методического кабинета географии ИУУ в течение 7 лет. Будучи прекрасным организатором, занималась подготовкой и проведением научно-практических конференций, конкурсов для учителей географии на лучшие наглядные пособия, проводила походы с учителями по родному краю. Подготовила пособия «В помощь учителю географии», «По вопросам оборудования географической площадки». Ее статья об опыте работы Кривозеровской восьмилетней школы по краеведению была опубликована в сборнике Академии педагогических наук СССР.

Переход на 8-летнее обязательное обучение и организация 11-летних школ с производственным обучением в Пензенской области осуществлялись с 1959/1960 учебного года и должны были завершиться к 1963/1964 учебному году. Для перестройки школьного образования требовалось в сжатые сроки провести переподготовку учительских кадров. Облоно и ИУУ был разработан четырехлетний план переподготовки кадров на 1960-1963 годы. На базе институтов, промышленных предприятий, лучших колхозов, совхозов и школ должны были пройти переподготовку около 1,5 тысяч руководителей образовательных учреждений, свыше 5 тысяч школьных учителей, переходящих на работу в новом режиме (при этом 1,75 тысяч человек должны были пройти обучение уже в 1959 году). Остальные педагоги должны были пройти переподготовку через районные и городские семинары-практикумы, которые начали работать в Пензе, Кузнецке, Городище, а также в Пачелмском и Бековском районах.

Одновременно проводились курсы подготовки воспитателей групп и школ продленного дня, которые открылись для детей в 1959/1960 учебном году.

Большой интерес у слушателей вызвали курсы по домоводству. Их программа предусматривала занятия на Пензенской швейной фабрике, в ателье, областной школе кулинарии, в художественном училище. Занятия вели высококвалифицированные специалисты-производственники и преподаватели. Широко практиковались в рамках курсов экскурсии в Пензенскую картинную галерею, краеведческий музей. Для учителей были организованы встречи с писателем Б.Н. Полевым и пензенским писателем Н.М. Почивалиным.

Работники ИУУ изучали опыт экспериментальных средних школ с производственным обучением (Сурской Городищенского района и Соседской Башмаковского района). При институте были созданы 19 школ передового опыта в Пензе, Кузнецке и Сердобске. Оплата руководителей школ и групп передового опыта производилась из расчета 10 рублей за час. Подготовленная о работе этих школ брошюра была направлена во все районы области.

В 1959/1960 учебном году впервые в ИУУ стали проводиться тематические курсы в форме научно-практических конференций, где опытом своей работы делились лучшие педагоги области. Были проведены первые курсы для учителей школ рабочей молодежи. В районах области были проведены 56 семинаров, на которых присутствовало 2,7 тыс. учителей.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов коллективом института была проведена большая работа, направленная на то, чтобы учителя, не имевшие педагогического образования, стали учиться заочно. В результате 1750 человек из 2759 учителей 5-11 классов, не имевших необходимого образования, поступили на заочное отделение в педагогический институт или педучилище.

На фото:

1. Е.А. Рассказова – заведующая кабинетом начальных классов ИУУ в конце 1940-х 1950-е гг.
2. А.И. Михеев – заведующий кабинетом физвоспитания ИУУ в конце 1940-х – 1970-е гг.
3. Д.И. Лосева – директор Пензенского ИУУ в 1953-1961 гг.
4. Учитель математики Сердобской средней школы № 2, автор сборников задач, использовавшихся в школах СССР, участник экспериментальной работы Пензенского ИУУ А.И. Худобин