Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт регионального развития Пензенской области". Адаптация после каникул или снова в школу!
Вход на сайт
440046, г.Пенза, ул.Попова, д.40 (841-2) 34-89-78
Карта сайта
Версия для слабовидящих   |   Размер шрифта ААА   |   Цвет сайта ЦЦ
 
Главная » Адаптация после каникул или снова в школу!

Адаптация после каникул или снова в школу!

22.09.2017 09:27 (Опубликовано)

Адаптация - процесс приспособления организма к новым условиям окружающей среды.

Как сделать его менее болезненным, рассказывают методисты Центра психологии и коррекционной педагогики ИРР ПО.

С началом осени в нашу жизнь приходит много изменений.  Меняется погода, одежда и настроение. Заканчивается время отпусков и летних каникул. Для детей начало учебного года - не только приятные встречи с одноклассниками (а для первоклашек - новые друзья), но и большой стресс. Почему? Переход на новый распорядок дня, изменение режима. Процесс адаптации после лета у школьников разного возраста проходит тоже по-разному. Быстрее всего справляются с этим нелегким делом старшеклассники. Они уже не первый год ходят в школу и проходили этот период несколько раз. Так что пары недель будет достаточно, чтобы привыкнуть к учебному процессу и изменению режима. Привыкшие за лето ложиться спать в более позднее время, а просыпаться, когда душа пожелает, дети очень болезненно переживают возвращение к режиму. Не хватает усидчивости и внимательности, желания «включить мозги» и войти в процесс обучения. Они быстро устают и теряют интерес к занятиям, порой даже впадают в депрессивное состояние, которое отражается на здоровье нервной системы и общем самочувствии. Нашим детям так непросто садиться за школьную парту сразу после отдыха.

Многие родители думают, что ребенок в первый же учебный день сам по себе настроится на учебу, сконцентрируется и станет внимательным. Легко ли нам, родителям, адаптироваться к работе после отпуска?

Поэтому и дети, которые мгновенно чувствуют повышение нагрузки, не могут так же мгновенно переключится на школьные будни, подготовку уроков, написания контрольных и тому подобное. Какой режим дня был у детей летом? Ребята, как правило, «отсыпаются» до 9-10 часов утра, потом завтракают, много проводят времени на свежем воздухе (в лучшем случае) или сосуществуют с компьютером (что в настоящее время распространено), а спать ложатся поздно. Если в таком режиме ребенок продолжает существовать до последнего дня каникул, то, конечно, переход на учебное время дается ему очень нелегко. Привычку вставать о 7.00 на каникулах все бросают, поэтому первые школьные дни дети почти спят на уроках.  Какая уже здесь концентрация внимания и хорошие оценки? От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти. Сделайте этот вечер спокойным. Нет ничего плохого в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно. Помогите подготовить одежду, которая завтра нужно будет одеть. Продумайте все до пустяков, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать носки, юбки и пиджаки по всей квартире. Также лучший помощник при многих проблемах - это свежий воздух. Будет чудесно, если вы сделаете эти прогулки семейными. Ребенок, который проводил много время на улице во время каникул, адаптируется к школе намного быстрее, чем тот, кто все это время просидел возле компьютера и телевизора. Родители в жизни ребенка играют основную роль. Именно они закладывают фундамент будущей личности, помогают сформировать привычки, развивают способности. Школьный период не является исключением, так как от домашней среды во многом зависит желание ребенка учиться и достигать при этом хороших результатов. Обязательно следите за режимом ребенка. Продолжительный и, главное, здоровый сон непосредственно влияет на успехи в учебе. Дети, которые вдоволь высыпаются, реже становятся агрессивными, они менее конфликтные и с большим интересом относятся к занятиям.

Советы родителям:

Следите за каникулярным режимом ребёнка. За месяц или хотя бы за несколько дней до учебы надо отучать ребёнка от ночных бдений у телевизора, укладывать спать раньше и повторять пройденное за прошлый год. По мнению специалистов, это позволит резко снизить последствия стресса после отдыха. Родители, не следящие за каникулярным режимом школьников, должны быть готовы к их серьезным расстройствам. Ребёнок должен высыпаться. В начале сентября обратите особое внимание на тщательное соблюдение режима. Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон. Доказано, что дети, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво. Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от ребенка слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет на занятия с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами. Окружите ребёнка заботой и пониманием. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства.

Как научить ребенка учиться самостоятельно?

Сделать это сложно, но очень важно, ведь затем эти умения самостоятельного обучения ребенок перенесет и во многие другие сферы жизни.

Итак, сначала опишем алгоритм передачи ребенку того или иного учебного дела в самом общем виде (а потом более конкретно на примере выполнения домашних заданий).

- Самая первая рекомендация - позаботьтесь о своем душевном равновесии. Начинать работу по приучению ребенка к самостоятельности лучше тогда, когда вы сами готовы к трудностям и долгому пути. Очень важно своей настойчивостью или несдержанностью не сформировать у ребенка негативизм.

- Прежде чем начать приучать к самостоятельности, важно создать у ребенка интерес или как минимум позитивное отношение к учебе в целом. Начинать придется все равно с совместной работы, а при наличии позитива переключиться на самостоятельное выполнении учебных заданий будет проще. Это можно сделать, водя ребенка в естественно-научные или другие музеи, вместе читая интересные книги о том, что и как устроено, проводя в домашних условиях несложные опыты и так далее.

- Выберите сферу, в которой вы будете развивать самостоятельность вашего ребенка сначала. Это может быть сбор портфеля по утрам, выполнение домашнего задания или полное отслеживание ребенком своей учебы, а, возможно, и планирование дальнейшего обучения. Все зависит от возраста ребенка и того, что он уже умеет делать сам.  

- Определите долю самостоятельности, которую вы готовы доверить ребенку в выбранном деле. Это важно, так как когда вы переведете ребенка на самостоятельное выполнение того или иного действия, вмешиваться будет крайне нежелательно. Подумайте, готовы ли вы к тому, что ребенок будет делать все неидеально, допускать ошибки или даже забывать о своем деле?

- Если ребенок еще не может выполнить выбранное вами дело полностью самостоятельно, начните с совместного его выполнения. Причем четко поделите зоны ответственности: за что отвечаете вы, а за что сам ребенок. Поначалу это может быть совсем мало, важно постепенно передавать ему все больше ответственности.

- Используйте внешние средства для помощи ребенку - списки, записки, план действий, таймер, напоминалки на телефоне и т.п.

- Дайте ребенку возможность выбора (с чего начать, когда начать, где заниматься или еще что-то подобное). Выбор помогает более ответственно отнестись к тому, что делаешь, дело перестает быть навязанным "сверху", становясь выбранным самостоятельно.

- Организуйте вместе с ребенком его рабочее место, купите тетради и канцтовары, которые ребенок сам выберет и о которых захочет заботиться. Идея тут проста: то, с чем работает ребенок, должно быть привлекательно для него.

- Обязательно хвалите за результаты, отмечайте успехи, но делайте это не в целом, а за какие-то конкретные достижения.

- Не ругайте за промахи и ошибки. Их лучше обсудить в спокойной атмосфере, при этом отмечая то, что было сделано хорошо. Учите ребёнка видеть достоинства и недочеты выполняемой работы. Обязательно обсудите, как сделать так, чтобы больше ее не допускать, то есть, не просто укажите на ошибку, но и подскажите способ избежать ее в дальнейшем.

- Планируйте день так, чтобы кроме рутинных и сложных дел у ребенка всегда было в плане что-то легкое и приятное.

- Не забывайте о необходимости чередовать различные виды деятельности.

- Будьте гибкими, ищите наиболее подходящую для ребенка форму выполнения задания. Не будьте слишком уверены в том, что точно знаете, как надо. Дайте ребенку простор для поиска своего способа.

- В то же время будьте четкими и последовательными, вводите правила и ограничения. Договаривайтесь и вместе с ребенком следите за выполнением всех пунктов договора.

- Если ребенок просит помочь - помогите. Но ваша помощь не должна превращаться в выполнение дела вместо ребенка, а ваш ответ не должен быть прямым ответом на вопрос учебника. Старайтесь помогать ребенку думать и самому находить ответ или придумывать выход из положения.

Все новости »
» Последнее в разделе:
20.08.2018 15:15 Открытие областного августовского педагогического форума «Современное образование: через технологии к результатам» состоялось 20 августа
16.08.2018 09:08 Проект «Книга класса» продолжается
13.08.2018 14:19 1 сентября во всех образовательных организациях Пензенской области состоится праздник «День знаний»
13.08.2018 10:46 Начало учебного года: что необходимо знать родителям
10.08.2018 09:57 «Понимать друг друга с полуслова» – название еще одной Книги Класса
9.08.2018 12:09 Региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» завершен
9.08.2018 09:52 Книга Класса пензенской школы передана на хранение в Российскую книжную палату
7.08.2018 13:29 Начинается регистрация на Всероссийскую олимпиаду по финансовой грамотности
7.08.2018 13:24 Приглашаем педагогов-словесников в Ассоциацию учителей родного языка
1.08.2018 14:13 Выпускники Президентской программы приняли участие в Японском отборочном семинаре