Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт регионального развития Пензенской области". Что нужно знать родителям о возможной детской агрессивности
Вход на сайт
440046, г.Пенза, ул.Попова, д.40 (841-2) 34-89-78
Карта сайта
Версия для слабовидящих   |   Размер шрифта ААА   |   Цвет сайта ЦЦ
 
Главная » Что нужно знать родителям о возможной детской агрессивности

Что нужно знать родителям о возможной детской агрессивности

9.11.2016 13:00 (Опубликовано)

В современной России  профилактика агрессивности и насилия в среде детей и подростков по-прежнему является объективной необходимостью. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек – человек», на всех ее уровнях: от детей до взрослых. Но особую тревогу вызывают детские (подростковые) конфликты в подсистемах: «ребенок – ребенок»; «ребенок – взрослый». 

Общение подростков представляет собой своеобразное взаимодействие между собой и своим окружением. Часто оно сопровождается агрессивными реакциями. 

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие: 

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.  

  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).  

  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).  

  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.  

  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. 

Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов, как биологических, так и социальных. По результатам наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями и педагогами удалось выявить круг причин, провоцирующих агрессивность с раннего возраста. Это следующие причины. 

1. Органические: 

– минимальная мозговая дисфункция; 

– травмы и инфекционные поражения головного мозга и т.д. 

2. Наследственные: 

– психопатоподобное, аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников; 

– наличие выраженной тревожности  и гиперактивности у ребенка и др. 

3. Социально-бытовые: 

а) Неблагоприятные условия воспитания в семье: 

– агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях; 

– непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения; 

– неоправданно жесткий  родительский контроль; 

– насилие в семье; 

– конфликты между родителями; 

– неприятие ребенка (безразличие, нетерпимость к факту существования ребенка). 

б) Неблагоприятная обстановка в школе: 

– конфликты с одноклассниками; 

– педагогически некомпетентное поведение педагогов; 

– чрезмерно высокая учебная нагрузка. 

4. Ситуативные: 

– ответная агрессивность на присутствие новых взрослых или сверстников; 

– чувствительность к оценке, осуждению, порицанию; 

– введение ограничений в поведение ребенка; 

– переутомление; 

– новизна, увеличивающая тревогу.      

Агрессивное и конфликтное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, социального окружения, а также СМИ. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Так дети, воспитывающиеся в семьях, где злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение правонарушений является нормой жизни, и в последующем лишившиеся даже видимости семьи, являющиеся «социальными сиротами», склонны к проявлению конфликтности, агрессии, жестокости. 

На становление агрессивного и конфликтного поведения сильное влияние оказывает степень разобщенности семьи, отсутствие близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному и конфликтному поведению, проявлению негативизма. Наиболее выраженные проявления агрессии наблюдаются при алкоголизации матери, когда нарушались взаимоотношения в системе «мать—дитя». 

Конфликтность и  агрессивность могут быть порождением наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери  чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает зло, а агрессия — агрессию. 

Существенным фактором, стимулирующим конфликтное и агрессивное поведение, является враждебность, то есть негативное отношение ребенка или подростка к окружающему миру. В сочетании с обидой и подозрительностью оно формирует искаженную картину мира и грубо нарушает систему взаимоотношений и взаимодействия с окружением. Враждебность начинает формироваться на втором этапе развития с нарушения эмоционального контакта ребенка с матерью и продолжается на последующих этапах. В более поздние периоды развития пусковым механизмом начала формирования враждебности может также являться психологическая травма. 

Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других людей. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками дает им возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления). В группе, где изначальный уровень агрессивности ее членов высок, происходит взаимное усиление агрессивности.  

Мощными факторами, провоцирующими агрессивность несовершеннолетних, являются некоторые особенности психики, такие как «трудный» темперамент, перенесенные травмы головы или инфекционные заболевания. 

Все новости »
» Последнее в разделе:
20.08.2018 15:15 Открытие областного августовского педагогического форума «Современное образование: через технологии к результатам» состоялось 20 августа
16.08.2018 09:08 Проект «Книга класса» продолжается
13.08.2018 14:19 1 сентября во всех образовательных организациях Пензенской области состоится праздник «День знаний»
13.08.2018 10:46 Начало учебного года: что необходимо знать родителям
10.08.2018 09:57 «Понимать друг друга с полуслова» – название еще одной Книги Класса
9.08.2018 12:09 Региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» завершен
9.08.2018 09:52 Книга Класса пензенской школы передана на хранение в Российскую книжную палату
7.08.2018 13:29 Начинается регистрация на Всероссийскую олимпиаду по финансовой грамотности
7.08.2018 13:24 Приглашаем педагогов-словесников в Ассоциацию учителей родного языка
1.08.2018 14:13 Выпускники Президентской программы приняли участие в Японском отборочном семинаре